На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 288

жииюсть разума с телом, как не согласие и некая темперация, подобная той, которая создает единое созвучие из низких и высоких голосов? Чго иное соединяет друг с другом части души, состоящей, как полагал Аристотель, из части рациональной и иррациональной? Что связывает друг с другом элементы тела или должным образом согласует одну с другой его части?» 88 Человеческая музыка — гармония души и тела. Душа, в свою очередь, гармония тела. Трактуя душу в таком аспекте, Боэций близок скорее не к Аристотелю, на которого он ссылается, а к его последователю Аристоксену, испытавшему сильное влияние пифагореизма. Третий вид музыки — инструментальная. «Она получается либо путем натягивания, например, жил, либо путем выдыхания, как в флейтах, либо посредством инструментов, приводимых в движение водой или каким-либо ударом, например, по вогнутым медным инструментам, отчего получаются различные звуки» 89. Звуковая, инструментальная музыка в основном и является предметом боэцианских «Наставлений». Эга музыка связана «не только с умозрением, но и с нравственным строем души» 90. Говоря о морально-этическом воздействии музыки на человека, Боэций следует традиции античной музыкальной эстетики, рассматривавшей музыку как средство воспитания, как форму общественной практики. В соответствии с этим им разрабатывается вопрос о музыкальном этосе. Боэций полагал, что «ничто не свойственно так человечности, как расслабляться от сладких ладов и укрепляться от противоположных им» 91. Этому подвластны все возрасты и профессии. Ссылаясь на Платона, автор «Наставлений» развивает далее мысль о взаимосвязи между различием ладов и различием в нравах. Исходя из того, что «подобие дружественно, а отсутствие подобия— ненавистно и разделено на противоположности» 92, он заключает: «Распутный дух или получает наслаждение от распутных ладов, или при частом восприятии их расслабляется и бывает побежден ими. Наоборот, ум суровый или радуется более энергичным ладам, или закаляется ими» 93. Согласно своему характеру, каждое племя более склонно к какому-либо одному ладу, наиболее соответствующему ему этосом. По имени племени называется и излюбленный им лад, например лидийский, фригийский, дорийский. «Веселит же каждое племя лад, соответствующий его характеру, и не может произойти, чтобы мягкое сочеталось с жестким, жесткое с мягким, или радовалось этому, но, как сказано, любовь и наслаждение обретают меру через подобие. Вот почему Платон полагает, что всего более следует опасаться какой-либо перемены в уравновешенной музыке. Он утверждает, что в государстве нет худшей опасности 88 Ibidem. 89 Ibidem 90 Ibid., L. I, с. I. 91 Ibidem. 92 Ibidem. 93 Ibidem.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes