На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 285

нельзя и представить себе, что такое животное» 06. Однако невозможно получить верное и устойчивое представление о чем-либо, основываясь только на свидетельстве чувств, ибо природа самих чувств известна не всегда и не любому человеку. И подобно тому, как всякий видящий треугольник или квадрат не может сам судить правильно об их сущности, а вынужден спрашивать об этом у сведущего в науке математики, так и человек, воспринимающий звуки, должен о природе их справляться у знающего науку музыки, т.е. только рассудок может судить о различиях в звуках 67. Развивая античную мысль о том, что «музыка связана с нами настолько естественно, что мы, даже если бы захотели, не могли бы лишиться ее» 68, Боэций тем не менее разъясняет: «Следует напрячь силу мысли, дабы тем, что дано нам природой, могла овладеть также и наука. Ведь как и в случае зрительного восприятия, когда недостаточно видеть цвета и формы, а требуется исследование их природных качеств, так и при слушании музыки недостаточно лишь наслаждаться музыкальными кантиленами, а требуется знать, какие пропорции звуков связывают их» 69. Наука музыки изучает ту музыкальную гармонию, которая естественно присуща миру и человеку и связывает воедино космос, человека, явления природы, чье внутреннее строение определяется гармонической пропорциональностью 7о. Музыка — то, что соединяет их, составляет суть их родства. Все в мире гармонично и поэтому музыкально, мир, созданный богом, органично един и разумен 71. Это пифагорейско-платоновское понятие о гармоничности мира пронизывает всю музыкально- эстетическую концепцию Боэция. Гармония, царствующая в мире, может быть познана музыкантами, суждения которых основываются на разуме, а не на свидетельствах чувств. Но все же, если бы человек был совершенно лишен слуха, то он бы не мог обладать «способностью к различению высоких и низких тонов», поскольку они «оцениваются чувством и разумом»72. Чувства играют подчиненную роль по отношению к разуму, оценивающая способность разума гораздо выше таковой у чувств 73. Поскольку в основе музыкальной гармонии лежат математические соотношения, судить о ней может только разум: «Поэтому ле дано слуху (чувству ушей) судить обо всем, но предоставлено это разуму, который управляет и умеряет ошибающееся чувство» 7\ разум «подобен посоху», на который опирается чувство. Таким образом, «не все суждения мы должны основывать на ощущениях, хотя из слуховых ощущений и происходит любое начало музыкального искусства.... Слух играет роль в некотором роде и как бы указания, последующее же совершенство и спо- 66 «De inst. musica», L. I, с. I. 67 Ibidem. 68 Ibidem. 69 Ibidem. 70 Ibidem. 71 «Consolatio», L. Ill, m. 9, pr. 11. 72 «De inst. musica», L. I, c. 9. 73 Ibid., L. I, c. 9, 34. 74 Ibid., L. I, c. 34.,.;


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes