|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 284
i
L
от тонкости звука, так в музыке мира, как видно, не может быть ничего настолько чрезмерного, чтобы
оно своей чрезмерностью разрушало другое» 56. Мера должна соблюдаться как в количественных
соотношениях, так и в качественных. Так, бог дает меру (temperavit) стихиям, сочетает холод и жар,
влажность и сухость, «чтобы они уступали друг другу во взаимном доверии» 57, соизмеряет с
достоинствами души человека меру его счастья и несчастий 58.
Гармоническое единение всего сущего происходит на основе пропорциональных соотношений.
Учение о пропорциях изложено Боэцием в пифагорейско-платоновской трактовке. Желая создать
всеобщую картину музыкально-математической пропорциональности, он в своих «Наставлениях к
арифметике», помимо трех основных типов пропорций — арифметической, геометрической и
гармонической, — выделяет еще семь 59.
Именно пропорциональные соотношения определяют степень приятности музыкальных
созвучий60, пластическую красоту видимых форм 61. Прекрасное для Боэция есть прежде всего
«соразмерность», пропорциональное соединение частей 62.
Космос, по Боэцию, также построен на принципах музыкальной пропорциональности.
Отношения между сферами неба равны отношениям, выражающим музыкальные интервалы. Семь
небесных сфер составляют музыкальный гептахорд63, в котором каждая планета соответствует
определенной струне кифары, т.е. космос представляется в виде гигантского, особым образом
настроенного музыкального инструмента.
Пропорции выступают, в интерпретации Боэция, и в качестве аналога государственного
устройства. Арифметическая пропорция сравнивается с государством, управляемым немногими.
Гармоническая олицетворяет собой республику оптиматов или аристократическую олигархию.
Геометрическая пропорция — символ демократического государства 64.
Развивая античную теорию пропорций, Боэций придает исключительное значение их
толкованию, считая это одним из основных аспектов математики и теоретической музыки 65.
Боэций относил музыку к числу математических дисциплин, поскольку в ее основе лежит
познание числовых модуляций. Но вместе с тем он отмечает, что «всякое восприятие чувств настолько
непосредственно и естественно свойственно всем живым существам, что без него
56 «De inst. arithmetica», L. I, с. 2.
57 «Consolatio», L. IV, m. 6.
58 Ibid., L. IV, pr. 4.
59 «De inst. arithmetica», L. II, c. 54.
60 Ibid., L. I, c. 7; L. II, c. 23, 24, 25.
61 BoethiL Topicorum Aristotelis interpretatio, L. III, с. I. — MPL, t. 64. Paris,
1847, c. 935.
62 Ibidem.
61 BoetL De institutions musica. Ed. Friedîein Lipsiae, 1867, L. I, c. 22, 27 (далее — «De inst. musica»).
64 «De inst. arithmetica», L. II, c. 45.
65 Ibid., L. II, c. 40.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|