На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 283

порядка. À Филолай утверждает: необходимо, чтобы все существующие вещи были или бесконечны, или конечны, то есть он хочет доказать, что все сущее состоит из этих двух — из конечной природы и бесконечной — без сомнения, наподобие числа, которое слагается из единицы и двойки, из нечетного и четного, каковые, очевидно, суть определенные и неопределенные субстанции равенства и неравенства, того же самого и иного. И потому сказано не без причины — все слагающееся из противоположностей объединяется и сочетается некоей гармонией. Ибо гармония есть единение многого и согласие разноглас-ного» 47. Мир в интерпретации Боэция предстает как гармоническое соединение конечного и бесконечного, дискретного и непрерывного. Мысль о гармоничности, или, как часто говорит Боэций, музыкальности, бытия пронизывает всю его философию. Отождествление понятий гармоничности и музыкальности, столь явственно прослеживающееся у философа, характерно как для античной, так и для средневековой эстетики. Существование гармонии («harmonia», «concordia», «consonantia») он находит во всем—в числе, в соединении четырех элементов, в чередовании времен года, в человеческой душе, в звуках. Только посредством гармонии сливаются в единую систему небесные сферы 48. Бог дал миру гармонию, чтобы «совершенные части слились в совершенное творение» 49. Она — основной закон, которым бог связал все сущее 50. Гармонию мира можно «уподобить сладкой игре на податливой кифаре» 51. Гармоническое единство мира, по мнению Боэция, было бы невозможно, «если бы не существовало единого, который сочетает столь различное и несогласное» 52. Только бог, направляя все к единой цели — высшему благу, сочетает посредством гармонии противоположности, не давая вражде их разрушить мир 53. Высшее блого заключено в боге 54, но достичь его может лишь то, что по природе своей согласованно и едино 55. Таким образом, получение блаженства или высшего блага, являющееся основной целью бытия, обусловливается внутренним единством всего сущего, которое выступает как результат гармонического соединения противоположных начал. Основным принципом гармонического единства во всем, утверждает Боэций, представляется мера. Он определяет эту категорию с музыкальной точки зрения. Мера есть то, «что не позволяет понижению дойти до полного безмолвия, а в струнах высоких соблюдается такая мера высоты, которая не позволяет сильно натянутой струне лопнуть 47 «De inst. arithmetica», L. II, с. 32 (При цитировании этого фрагмента мы прибегли к переводу В. Зубова, великолепно передающему достоинства подлинника.— «Памятники мировой эстетической мысли», т. I. М., 1962, стр. 257—258). 48 «Consolatio», L. I, m. 2. 49 Ibid., L. Ill, m. 9. 50 Ibid., L. I, m. 5. 51 Ibid., L. Ill, m. 2. 52 Ibid., L. Ill, pr. 12. 53 Ibid., L. II, m. 8; L. IV, m. 6. 54 Ibid., L. III, pr. 10. 53 Ibid., L. III, pr. 11.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes