На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 279

Позже получил название «схоластического», по справедливости войдя в историю философии с титулом «отца схоластики» 4. Вершина творчества Боэция — трактат-поэма «De consolatione philosophiae», в котором наиболее полно изложена его этико-теологи-ческая система. К произведениям Боэция обращались Исидор Севильский и Ал-куин, Скот Эригена и Фома Аквинский, Данте и Чосер, король англосаксов Альфред и королева Англии Елизавета. Список имен тех, на кого оказали влияние точность логических построений философа или неотразимое поэтическое обаяние его «Consolatio», можно было бы продолжить. Достаточно вспомнить, что число переводов и комментариев к сочинениям Боэция в средние века уступает лишь числу таковых к произведениям Аристотеля 5. В истории музыки и эстетической мысли вплоть до XV в. невозможно назвать ни одного имени теоретика или философа, не обращавшегося к интерпретации трактатов или положений Боэция. Авторитет его в этой области был настолько велик, что не знать мнения Боэция по тому или иному вопросу считалось позором6. * Эстетические воззрения — один из основных аспектов философской системы Боэция. Их рассмотрению посвящен ряд статей и разделов в исследованиях по истории зарубежной музыки. Крупные зарубежные музыковеды Геверт 7, Аборт 8, Ланг 9, Риз 10, Шайи 11, историки философии Портной 12, Татаркевич 13 и другие отмечают большое влияние Боэция на развитие западной музыкальной мысли. «Музыке» Боэция посвящены монографии Паули 14, Потирона 15, брошюра фон Лепела 16. Частные проблемы боэцианской эстетики затрагиваются в статьях Тираде 17, Брагарда 18, Чемберса 19 и др. Наиболее интересной 4 М. Grabmann. Die Geschichte der scholastischen Méthode, Bd. I. Berlin, 1957, S. 148—177; E. К Rand. Founders of Middle Ages. Cambridge, 1928, p. 135—180; K. Diirr. The prepositional Logic of Boethius. Amsterdam, 1951. 5 О традиции Боэция см. BoetL Philosophiae consolationis. Rcc. Peiper. Lipsiac, 1879, p. XXXXI—LXVI; H. B. Patch. Op. cit. 6 Интересные данные об этом приводит музыковед Ланг. — P. Lang. Music of Western Civilisation. New York—London, 1942, p. 60—61. 7 F. A. Gevaert. Histoire et théorie de la musique de l'antiquité, t. 2. Paris, 1881. 8 H. Abert. Die Musikanshauung des Mittelalters und ihre Grundlage. Halle — Saale, 1905. 9 P. Lang. Op. cit. 10 G. Reese. Music in the Middle Ages. New York, 1959. 11 Chailley. Histoire de la musique de moyen âge. Paris, 1950. 12 /. Portnoy. The Philosopher and Music. New York, 1954. 13 WL Tatarkiewicz. Historia estetyki, t. II. Wroclaw — Krakôw, 1960. 14 О. Paul. Boethius und die griechische Harmonik. Berlin, 1866. 15 H. Potiron. Boece théoricien de la musique grecque. Paris, 1961. 16 F. von Lepel. Die antike Musiktheorie im Lichte des Boethius. Berlin, 1958. 17 L. Shrade. Music in the Philosophy of Boethius. — «The Musical Quarterly», 1947, V, XXIII, № 2; idem. Die Stellung der Musik in der Philosophie des Boethius.— «Archiv fur Geschichte der Philosophie», Bd. 41, 1937. 18 Bragard. L'harmonie de sphères selon Boèce. — «Spéculum», IV, 1929. 19 G. Chambers. Boethius. De musica. An interpretation. — «Studia patristica», v. 3. Berlin, 1961.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes