|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 278
ИЗ ИСТОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Эстетические
взгляды Боэция)
В. И. УКОЛОВА
У истоков западноевропейской средневековой культуры высится трагическая фигура Боэция, мыслителя
и поэта, ученого и государственного деятеля, казненного Теодорихом Остготским. Потомок древних
римских родов Анициев и Маилиев, блестяще образованныйаристократ, первый министр при дворе
короля варваров, Боэций главную цель своей жизни видел в том, чтобы сделать доступными романо-вар-
варскому миру достижения античной мысли. Он намеревался перевести на латинский язык все диалоги
Платона и «Органон» Аристотеля и выявить несомненную, с его точки зрения, внутреннюю общность
двух величайших систем античности х. Неожиданная гибель прервала осуществление этой задачи, однако
и сделанного им оказалось достаточно, чтобы заслужить в эпоху средневековья имя «латинского
Аристотеля». Ему, в первую очередь, культура того времени обязана сохранением богатейшего наследия
античности: музыки Пифагора, астрономии Птолемея, арифметики Никомаха, геометрии Евклида,
теологии Платона, логики Аристотеля, механики Архимеда 2.
Перу Боэция принадлежит цикл трактатов по математическим дисциплинам — арифметике, музыке,
геометрии и астрономии, — входившим в средневековый образовательный куррикулюм. Наряду с
сочинением африканского неоплатоника Марциана Капеллы «De nuptus Philologiae et Mercurii» они были
самыми популярными учебниками вплоть до конца XV в.3
В своих многочисленных переводах и комментариях к произведениям Аристотеля, Порфирия,
Цицерона Боэций выступает как основатель традиционной средневековой логики. Он сформулировал
круг проблем, дебатировавшихся впоследствии в школах и университетах Западной Европы, и первым
выработал основы того метода, который
1 A. M. T. S. Boeti. Commentarii in librum Aristotelis, ПерИ epu/nveiaç, p. 11 Lipsiae,
1880, p. 79—80.
2 CassiodorL Variarum. I, ep. 45.— In: «Patrologiae cursus compietus», ed. Migne (далее—MPL). Series latina, t. 69. Paris, 18.
3 #. 5. Patch. The tradition of Boethius. A Study of his Importance in Medieval Culture. New York, 1935, p. 36, 38.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|