|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 276
Как это ни парадоксально, но именно благодаря жгучести для Византии грозной проблемы
взаимоотношений с варварами труды ранневизантийских историков, несмотря на различия в
отношении к варварским племенам, стали лучшими, если не единственными, источниками по
истории многих варварских народов, с которыми сталкивалась империя в эти столетия. В их
сочинениях перед читателем проходят длинной чередой варварские племена гуннов, готов, вандалов,
алан, гепидов, франков, лангобардов, славян, антов, авар, тюрков и многих других. Труды историков
изобилуют рассказами об их быте, военной тактике, общественном устройстве. Не все в описаниях
общественного строя варваров византийскими историками объективно и правдиво, многое освещено
или намеренно тенденциозно, или просто неверно, порою из-за недостаточной осведомленности
авторов. Однако если принять во внимание, что эти варварские народы сами еще не имели своих
историков (за исключением гота Иордана), то следует признать, что византийские писатели IV —
первой половины VII в. оказали историографии неоценимую услугу, высветив во мраке безвестности,
хотя и с неодинаковой яркостью, жизнь варварских народов, окружавших плотным кольцом
Византию.
*
Подводя некоторые итоги сказанному, мы хотим еще раз подчеркнуть, что все ранневизантийские
историки выросли непосредственно из античной историографии, основой их трудов являются лучшие
произведения античной исторической мысли; они не только хорошо знали и высоко ценили
сочинения Геродота, Фукидида и Полибия, но порою и подражали своим великим
предшественникам. Однако это отнюдь не рабское копирование лучших образцов античной
историографии. Это — органическая связь античной и ранневизантийской исторической науки,
порожденная всем мировоззрением, образованием, воспитанием византийских историков IV—первой
половины VII в., как бы впитавших с молоком матери преклонение перед античной цивилизацией.
Для большинства византийских историков раннего периода, получивших широкое образование в
античном духе, античная историография была вершиной творческой мысли, однако, преклоняясь
перед прославленными историками прошлого, они вносили в освещение исторических событий
много своего, оригинального, нового. И думается, что некоторых византийских историков, таких, как
Аммиак Марцеллин, Засим, Приск Панийский, Прокопий, Агафий, Феофилакт Симокатта, по
широте мышления, силе и оригинальности образа мыслей, знанию жизни можно поставить в один
ряд с античными авторами.
В произведениях ранневизантийских историков светского направления как бы слились, смешались
воедино элементы античной и новой, нарождающейся средневековой культуры. Мировоззрение этих
авторов еще носит на себе родимые пятна идеологии рабовладельческого мира. Это находит свое
выражение в прославлении величия Рима и римской миродержавной исключительности, в явных или
тайных симпатиях к умирающему язычеству, в своего рода «консервативной» политиче-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|