На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 275

Совсем иная точка зрения на взаимоотношения греко-римского и варварского общества у Приска Панийского. Отношение к варварам, даже к таким страшным врагам империи, как гунны, у Приска вполне терпимое; в его рассказе о жизни, быте, нравах гуннов нет высокомерия гордого римлянина к невежественным и грубым варварам. Он смог увидеть в Атилле и других варварских вождях живых людей с их достоинствами и недостатками. Именно поэтому Приск оставил потомкам совершенно непревзойденные по своей свежести и непосредственности сведения о стране гуннов, об их образе жизни, языке, об отношениях с покоренными племенами, а также с различными народами Востока и Запада65. Еще дальше, чем Приск, в своем благожелательном отношении к варварам идет Агафий. В противовес Прокопию и другим историкам, он явно идеализирует образ жизни некоторых варварских народов. Особенно ярко это проявляется при описании нравов и обычаев франков. Агафий превозносит общественные отношения у франков, подобно тому, как некогда равным образом поступал Тацит в отношении древних германцев. Думается, что Агафий восхваляет социально- политический строй франков с той же политической и дидактической целью, как и Тацит. Похвала варварам должна звучать как порицание пороков современного автору византийского общества. Так, Агафий утверждает, что у франкских племен царит единство и внутренний мир 66, чего как раз недостает Византийской империи. Он рисует идиллическую картину внутренних взаимоотношений в государстве франков, явно противоречащую тому, что мы знаем о них из труда Григория Турского и других западных хронистов. Агафий с похвалой отзывается об обычае так называемых мартовских полей у франков, восхищается дружескими отношениями между братьями-соправителями, которые по мирному соглашению делят между собой страну и якобы не стремятся к высшей власти. В общественном строе франков Агафию особенно импонируют следующие явления: подданные франкских королей якобы склонны к справедливости и любят свою родину, а вожди при решении важных дел благожелательны и доступны убеждению. В государстве царит справедливость и согласие, что делает его неуязвимым для внешних врагов. Споры решаются большей частью на основании права, а не силы. Несмотря на то, что государство делится между двумя или даже тремя соправителями, они не затевают между собой войн и «не оскверняют отечество кровью сограждан»67. Идиллия, нарисованная Агафием,—скорее показатель политических настроений автора, чем описание действительного положения вещей у франков. Историк хочет открыть глаза своим согражданам на то, чего недостает в общественной жизни Византии и чему византийцы могут поучиться у варваров. «Menandr., Exc. de légat., 121—155; 575—591. 66 Agath, Hist, I, 2; 3. В Удальцова Мировоззрение.... Агафия Миринейского, стр. 168—169; Av. Cameron. Agathias on the Early Merovingians. — «Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa». Lettr. stor. e Filos., Ser. II, 37, 1968. 7 Agath, Hist., I, 2—3.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes