На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 272

более глубокий отпечаток, чем на мировоззрение его предшественников — Прокопия, Агафия и Менандра. В философии истории у Феофилакта, подобно Агафию и Менандру, тесно переплетаются рационализм с явным агностицизмом и верой в божественный промысел. Рационализм Феофилакта проявляется прежде всего в убеждении, что человек обладает разумом—свойством божественным и удивительным. Благодаря разуму, говорит Феофилакт, человек научился бояться и чтить бога, видеть, как в зеркале, проявление своей природы, ясно представлять строй и порядок своей жизни. Благодаря разуму, люди обратили свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений перенесли свои наблюдения на свое собственное «я» и тем самым «стали раскрывать тайны своего сотворения» 52. Феофилакт Симокатта с нескрываемым восхищением пишет о том, что разум помог человеку создать ремесла и искусства, улучшил человеческую природу. «А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремеслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копье и щит, охраняющие в опасностях битвы? Но самое важное, что создано разумом, — заключает свои размышления наш автор, — это история. Слуху она дает многостороннее удовольствие, для души она лучшая школа и воспитание» 53. Подобно Менандру, Феофилакт Симокатта с глубоким уважением относится к труду, украшающему жизнь человека. Как Агафий и Менандр, Феофилакт Симокатта верит в могущество не только человеческого разума, но и человеческого слова. По его мнению, сила слова может изменять ход событий и давать им новые направления 54. Видное место в философских воззрениях Симокатты, наряду с идеей судьбы, занимает представление о вечном кругообороте всех вещей во Вселенной. Эта идея облечена у него в форму философской категории — вечности, воспринимаемой как вечное движение всего сущего и непрестанное рождение нового. Все в мире находится в постоянном изменении и становлении. «В течение всего этого времени, — пишет Феофилакт, жизнь приносила все новые и новые изменения, преображая все прежнее, создавая новое и в круговращении вечно движущегося вихря все видоизменяя. Вечно двигаясь, как колесо на оси, она насильственно изменяет положение дел: она ненавидит и со скорбью принимает все постоянное, не знает, где ей остановиться в своем блуждании, и в неравномерности своего движения приобретает непрерывную неустойчивость» 55. 52 Theophifacti Stmocattae Historiae, praef., 1—3; Th. Nissen Das Prooemium zu Theophylakts Historien und die Sophistik.— BNJbb, 15 (1939), S. 3—13; 0. Veh Untersuchungen zu dem byzantinischen Historiker Theophylaktos Simokattes. — «Wissensehaftliche Beilage zum Jahresberichte 1956/1957 des Humanistischen Gymnasiums». Bayern, 1957; 3. В. Удальцова. К вопросу о мировоззрении.... Феофилакта Симокатты, стр. 38 и сл. 53 Theophilacti Simocaitae Historiae, praef. 4—5. 54 Ibid., VI, 8, 2. 55 Ibid., Ill, 8, 9.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes