На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 271

Философские взгляды Менандра, подобно воззрениям Агафия, основываются на античной философии разных направлений, хотя Менандр не проявляет такого знания античных философов, как его высокообразованный предшественник. Так же, как в сочинениях Прокопия и Агафия, в произведениях Менандра красной нитью проходит идея судьбы, идея изменчивости человеческого счастья. «Города и народы, — пишет он, — то достигали высокого благоденствия, то доходили до гибели. Круговорот времен, все обновляя, и прежде являл такие дела, и впоследствии явит подобные, и не перестанет являть их, пока есть люди и битвы» 46. По мнению Менандра, «нет ничего вернее неверности победы» 47. Веря в судьбу, Менандр одновременно преклоняется перед человеческим разумом и считает мудрость высшим жизненным благом. Силу разума он ценит выше силы оружия 48. Прославляя человеческий разум, Менандр верит также и в воздействие слова. Слово — высший посредник и защитник в человеческой жизни. Стремясь к установлению правды на земле, Менандр сознает, однако, недостижимость этой мечты человечества. «Когда бы между людьми господствовала правда, не нужны были бы ни ораторы, ни точное знание законов, ни совещания, ни искусство красноречия; ибо мы по собственному побуждению занимались бы общественными делами. Но так как все люди думают, что справедливость на их стороне, то нам и необходимо обаяние слова. Для того мы собираем совещания, и каждый из нас искусством слова желает убедить другого, что он прав» 49. Одновременно Менандр придает огромное значение общественному мнению. «Все хорошее и дурное взвешивается мнением человеческим» 50, — утверждает автор. Нравственные и этические воззрения Менандра отличаются жизнеутверждающим гуманизмом. Он искренне верит, что доброе начало в душах людей часто берет верх над пороками. Он склонен к нравоучительным сентенциям, проповедующим истинную дружбу, справедливость, добро. «Дружба, утверждаемая деньгами, дурна, это дружба рабская, покупная, постыдная; та дружба подлинная, которая не корыстолюбива, полезна для обеих сторон и основана на природе вещей» 61. Сентенции Менандра почерпнуты из сочинений античных авторов и из сокровищницы народной мудрости — устных преданий. Однако их отбор субъективен и носит печать этических воззрений писателя. Все большее распространение идей христианства и их победа над языческими философско- религиозными учениями нашли свое воплощение и в трудах историков конца VI—начала VII в. Так, философские взгляды Феофилакта Симокатты во многом еще близки к античной философии, но христианская идеология наложила на них уже 46 Menandr., Exc. de sent., fr. 30, 46. 47 Ibid., fr. 10. 48 Menandr., Exc de legat, rom., fr. 11. 49 Ibid., fr. 11. 50 Menandr., Exc. de sent., fr. 10. f)l Menandr., Exc. de legat, gent., fr. 37.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes