На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 270

Пронизывает природу. В большинстве случаев «божий промысел» справедлив к человеку. Так, кара верховного правосудия постигает людей за совершенное ими зло. Вместе с тем Агафий принужден признать, что божественное возмездие все же далеко не всегда наказывает истинных грешников и многие из них ускользают от заслуженной кары 41. В отличие от Прокопия, Агафий более склонен к философскому рационализму. Он признает силу человеческого разума и высоко ее ценит 43, Агафий выдвигает тезис о свободе человеческой воли, которая может и должна сыграть известную роль в истории человечества. В вопросах этики Агафий также значительно оптимистичнее своего прославленного предшественника. Он видит в человеческой природе не только дурные, но и хорошие черты — доброту, милосердие, честность, мужество, благородство. Правда, как и его младший современник историк Менандр, Агафий признает относительность моральных норм43. Как поэтическое творчество Агафия, так и его исторический труд проникнуты светлым, жизнеутверждающим античным миросозерцанием. Агафий — историк и поэт — стремится уйти от тягот жизни и пороков современного общества в прекрасный мир красоты и радости, подняться к сверкающим вершинам чистой науки. Всем своим существом он настроен против спиритуализма христиан, против их проповеди аскетизма, умерщвления плоти 44. Итак, в мировоззрении Агафия причудливо переплелись черты греко-римской философии с некоторыми элементами христианства. Широкая веротерпимость, неприятие христианской концепции всемирной истории, отсутствие христианского благочестия и интереса к церковно- догматическим сюжетам сближает Агафия с античными авторами. По своей философии истории, по методу и характеру повествования, насыщенности античными реминисценциями историческое произведение Агафия — великолепный памятник переходной эпохи, освещенный последними отблесками угасающей античной цивилизации. Не менее показательно в этом аспекте мировоззрение другого византийского историка того же VI столетия — Менандра Протиктора45. 41 Agath., Hist., V, 3—4. О. Veh. Der Geschiehtsschreiber Agathias von Myrine.— «Wissensehaftliche Beilage zum Jahresbericht 1952/1953 des Gimnasiums Bayreuth». Bayreuth, 1953. 42 3. В. Удальцова. Мировоззрение.... Агафия Миринейского, стр. 164 сл. 43 Agath., Hist., II, 32. /. Irmscher. Uber der Weltanschauung des Agathias. Metodische Vorfragen. — «Studia Patristica», IX, 1966, S. 63—68; /С. С Mac Call Poetic Reminiscence in the «Historiés» of Agathias —«Byzantion», 38, 1968. 44 В научной литературе дискутируется вопрос об отношении Агафия к христианству. Итальянский ученый С. Констанца отстаивает идею о признании Агафием христианской религии. — S. Constanza. Orientarnenti cristiani della storiografia di Agatia. — «Helicon», 2, 1962, p. 96—111; Иоганнес Ирмшер (ГДР) выступает против «христианизации» мировоззрения Агафия. — /. ïrmscher. ZUT Weltanschauung des Agathias. — «Wissensehaftliche Zeitschrift der Eriedrich-Sehiller- Universitât Jena. Sonderheft Tagung von allgemeine Religionsgeschichte», 1963. S. 47—53; 3. В. Удальцова. Мировоззрение Агафия Миринейского, стр. 154. 45 Menandros. Excerpta de legationibus, ed. C. de Boor. Berolini, 1903, p. 170—221, 442—447 (далее — Menandr., Exc. de légat.); idem. Excerpta de Sententus, ed. U. Ph. Boissevain. Berolini, 1906, p. 18—26 (далее — Menandr., Exc. de sent.).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes