На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 269

материалистического направления, как Гераклит Эфесский и Демокрит. Наш историк знаком с атомистикой Лукреция Кара и с похвалой говорит о занятиях натурфилософией и естественными науками 33. Вместе с тем он верит в рок, судьбу 34. Ему не чужды суеверия 35. Философско-этические взгляды Прокопия также во многом эклектичны. Большое влияние на их формирование оказала скептическая школа. Отсюда им были почерпнуты идеи о непознаваемости мира и природы вещей. Отсюда его крайне пессимистическое мнение о сущности человеческих страстей и характеров. Он глубоко убежден, что нет предела испорченности человеческой природы 36. У Прокопия мы видим соединение некоторых черт античного миросозерцания с элементами христианской идеологии. Античное понимание судьбы (Тѵ%у\) соединяется у Прокопия с верой в божественный промысел, волю божию, которая управляет судьбами людей 37. В трудах Прокопия звучат с большой силой идеи непознаваемости мира, непостижимости всего сущего, бессилия человеческого разума перед тайнами природы. Агафий Миринейский по своим философским взглядам не примыкал к какой-либо определенной школе античной философии 38. Как и Прокопий, он испытал на себе влияние и учения Платона и идей философов-скептиков. Кроме того, Агафий хорошо знал и ценил Аристотеля и многих других греческих философов. В философском миропонимании Агафия, как и у Прокопия, имеются некоторые черты агностицизма. Агафий считает, что человеку не дано в этом мире познать до конца сущность вещей. Это распространяется как на явления природы, так и, в первую очередь, на познание божества зд. У Агафия чувствуется явное тяготение к пантеизму 40, он, Агафий, более оптимистичен, чем Прокопий. Верховное божество, по Агафию, обладает совершенным знанием, разумом, высшей волей, и, хотя его деятельность непостижима для смертного, она — разумна и целесообразна. Воля божества проникает во все сферы человеческой жизни, 33 Ammianus Marcellinus, XXII, 16, 17—22. 34 W. Seyfarth. Ammianus Marcellinus und das Faium. — «KHo», 43—45, 1965. 35 W. Seyfarth. Glaube und Aberglaube bei Ammianus Marcellinus. 36 Procopil Cesariensis. Historia quae dicitur arcana. — Opera omnia, v. Ill, Lipsae, 1963, XXI, 22—26; Procopii Cesariensis. De Bello Persico. — Opera omnia, v. I, Lipsiae, 1962, II, 2, 15. я7 Procop., Historia arcana, IV, 44—45; idem. De bello Persico, II, 13, 17. См. G. Downey. Paganism and Christianity in Procopius. — «Church History», 18(1949), p. 89—102; О. Veh. Zur Geschichtsschreibung und Weltauîfassung des Prokops von Caesarea, v. I—III. Bayreuth, 1951—1953; B. Rubin. Procopios von Kaisareia. Stuttgart, 1954; idem. Prokopios von Kaisareia, eine Zentralgestalt der ostrômischen Geschichtsschreibung. — «Forschungen und Fortschritte». 29 (1955); M. A. Elferink.Tv%r\ et Dieux chez Procop de Césarée. — «Acta classical, 10, 1967. 38 3. В. Удальцова. Мировоззрение византийского историка VI в. Агафия Миринейского. — ВВ, XXIX, 1968, стр. 153—169; Av. Cameron. Agathias. Oxford, 1970; idem. Agathias and Cedrenus on Julian — «Journal of Roman Studies», 53, 1963. 39 Agaihiae Myrinaei. Historiarum libri quinque, rec. R. Keydell (далее — Agath., Hist.). — «Corpus fontium historiae Byzantinae», vol. II, Berolini, 1967, II, 15. 40 M. В. Левченко. Византийский историк Агафий Миринейский и его мировоззрение. — ВВ, 3 (1950), р. 62—84.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes