На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 268

Hê имеет черт демократизма, политического свободомыслия, стремления критиковать правительство с точки зрения интересов широких социальных слоев населения Византийской империи. Это была оппозиционность узкого круга недовольных аристократов и высших государственных чиновников, фрондирующих против неугодного им императора 26. Для подавляющего большинства исторических сочинений византийских историков VI — первой половины VII в., за редким исключением, характерно равнодушие к церковной истории и острейшим религиозным спорам, волновавшим византийское общество того времени. Правда, в начале VII в. христианская идеология все больше и больше воздействует на труды светских историков, но она еще прекрасно уживается здесь с преклонением перед античной культурой. Однако идейная эволюция в области религиозного мышления в эту эпоху неоспорима. Это особенно явственно прослеживается на примере творчества Феофилакта Симокатты 27. Он уже в значительно большей степени, чем Прокопий, Агафий и Менандр, является идеологом христианства, при этом в его ортодоксальной никейской форме 28. Хотя и этот историк еще во многом живет в мире греко-римской цивилизации, он несравненно более богобоязнен, чем его предшественники. Он с благочестивой верой говорит о боге — творце всего сущего29. Симокатта верит в божественное откровение. Он считает, что благочестие — величайшее достоинство, которое выдвигает ромеев на первое место среди других народов мира 30. Симокатта широко уснащает свое повествование легендарными рассказами житийного характера 31. В отличие от Прокопия и Агафия, он склонен превозносить аскетические идеалы христианской религии. Таким образом, годы, отделяющие Симокатту от его предшественников, были, очевидно, переломными и привели к окончательной победе христианской идеологии над остатками язычества. По своим философским взглядам византийские историки раннего периода в подавляющем большинстве — эклектики, черпающие свои представления из античной философии различных направлений. Аммиак Марцеллин высоко ставит античную философию и хорошо знает труды философов различных школ 32. Так, он, наряду с платониками и неоплатониками, упоминает Аристотеля и таких философов 26 3. В. Удальцова. Прокопий Кесарийский и его «История войн с готами». Предисловие к русскому пер. «Войны с готами» Прокопия. М., 1950, стр. 12—21; — ее же. Мировоззрение.... Прокопия Кесарийского, стр. 13—22. 27 3. В. Удальцова. К вопросу о мировоззрении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатты. — ЗРВИ, кн. XI, Београд, 1968, стр. 29—45; там же см. библиографию. 23 Theophilacti Sitnocattae historiae, ed. С. de Boor. Lipsiae, 1887, III, 1, 4; IV, 16, 26. 29 Ibid., I, 1, 22. 30 Ibid., I, 5, 8. 31 Ibid, V, 12, 1—13; VII, 6, 1—5; VIII, 14, 2—9 32 3. В. Удальцова. Мировоззрение Аммиака Марцеллина. — ВВ, XXVIII, 1968, сгр. 40 и сл.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes