|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 267
сочетания внешней политической лояльности в официальных трудах с тайной непримиримой
оппозиционностью и.
Всю свою эрудицию, обширные знания и жизненный опыт Прокопий отдает на службу
императору. Порою он доходит до позорной лести василевсу, василисе и их любимцам. Однако в
Прокопий рядом с придворным льстецом живет другой человек: это страстный обличитель
юстиниановского режима, пылающий непреоборимой ненавистью к императору Юстиниану,
императрице Феодоре и их клетзретам. Писательская слава не могла заглушить в душе Прокопия
разочарования и глубокой неудовлетворенности своими официальными творениями. Все сильнее
зрело решение написать сочинение, где бы все тайное сделалось явным. Плодом глубоких раздумий,
борения острых политических и личных страстей, партийных симпатий и антипатий явилась его
«Тайная история», произведение поистине единственное в своем роде во всей средневековой
историографии.
«Тайная история» как бы собрала в единый, туго сплетенный клубок все наблюдения автора, весь
его трудный жизненный опыт, с предельной откровенностью обнажила его политические настроения,
его жизненное кредо. В предисловии к этому необычайному произведению Прокопий сам объясняет
задачи своего труда. Цель историка — возвышенна: сохранить для будущих поколений истину и
научить потомков делать добро и избегать зла.
Справедливо и неоднократно отмечалось, что «Тайная история» — не историческое сочинение в
собственном смысле этого слова, а скорее политический памфлет, написанный желчью, а не
чернилами 25. В непримиримой злобе к правительству Юстиниана Прокопий теряет свой трезвый ум,
забывает о необходимости для историка строго проверять все факты. Он неразборчиво собирает
самые грязные сплетни, чтобы скомпрометировать Юстиниана и Феодору. «Тайная история» полна
самых нелепых, порою несправедливых нападок на императора, который изображается неким
демоном, пришедшим в империю, чтобы губить ее подданных.
Причиной оппозиционных настроений Прокопия, естественно, были не только личные,
нравственные качества историка, не только его ненависть к правительству, проистекающая, быть
может, от каких-то обид, причиненных ему при дворе. Эта оппозиционность Прокопия имела более
глубокие социальные корни. Его раздвоенность была порождена самой жизнью, сложнейшей идейно-
политической борьбой внутри господствующего класса империи VI в.
Для мировоззрения Прокопия характерно, что он нападает на правительство Юстиниана справа, с
позиций консервативных кругов старой сенаторской аристократии. Оппозиционность Прокопия
отнюдь
24 3. Б. Удальцова. Мировоззрение византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского. — ВВ, 31, 1971, стр. 8—22; К.
Gantar. Kaiser Justinian als kopîloser Dâmon. — BZ. 54, 1961; idem. Procops «Schaustellung der Tapferkeit». — «Ziva Antika», 12,
1962, № 2; idem. Kaiser Justinian «jenem Herbststern gleich».— «Muséum Helveticum», 10, 1962; idem Der betrogene Justinian. —
BZ, 56, 1963.
2Г Ш. Диль. Юстиниан и византийская цивилизация VI в. СПб., 1908, В. Rubin. Das Zeitalter Justinians, vol. 1. Berlin, 1960.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|