|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 265
гнетом. Но критика эта, конечно, носила отнюдь не демократический, а скорее консервативный
характер, поскольку свой идеал общественного развития эти писатели видели в уходящем
рабовладельческом мире, всячески идеализируя не только античную культуру и религию, но и
римскую государственность.
Наиболее выпукло политические настроения «языческой» оппозиции в V в. выступают в
историческом сочинении византийского историка Зосима 21. Страстные обличения существующего
строя перемежаются у этого автора с гневными выпадами против христианства. Все произведение
Зосима проникнуто единой историко-философской концепцией. Историк ставит своей основной
задачей раскрыть причины глубочайшего упадка Римской империи. Язычник по своим религиозным
убеждениям и консерватор по политическим взглядам, Засим основную причину разложения некогда
великого римского государства видит в забвении эллино-римской, языческой религии предков.
Нашествия варваров, восстания покоренных народов, мятежи рабов, внутренний распад
государства,— все эти бедствия, постигшие империю в IV — начале V в., согласно его концепции,—
наказание богов за предательство древней языческой религии и принятие христианства 22.
Среди других оппозиционных писателей V в. Засим выделяется как непримиримостью тона в
отношении своих политических противников, так и категоричностью политических оценок: его
суждения резки, описание событий драматизировано, хула, возводимая на его идейных врагов,—
гиперболична.
Позднее, в VI — первой половине VII в., эта оппозиционность в историографии почти полностью
теряет свою языческую окраску по мере дальнейшего ослабления влияния язычества. В трудах
историков этого времени симпатии к язычеству полиостью отступают на второй план и заменяются
внешним признанием официальной христианской религии. Духовная пропасть между язычеством и
христианством, отчетливо видная в сочинении Зосима, постепенно исчезает, на смену ей приходит
скорее индифферентизм в вопросах веры, о чем свидетельствуют труды таких византийских историков
VI в., как Прокопий, Агафий и Менандр.
По своим социально-политическим взглядам византийские историки изучаемой эпохи в
большинстве случаев были или аристократами по рождению, сторонниками аристократического
правления (Аммиак Марцеллин, Прокопий), или аристократами духа, видевшими идеал
политического устройства в государстве, управляемом избранными людьми, мудрецами,
философами (Агафий, Менандр, Феофи-
21 Zosimi comitis et exadvocati fisc, historia nova, ed. L. Mendelssohn. Lipsiae,
1887.
22 E. CondurachL Les idées politiques de Zosime. — «Revista Clasica», 13—14 (1941/42), p. 115—127; H H. росенталь Религиозно-
политическая идеология
Зосима.— Сб. «Древний мир» в честь акад. В, В. Струве. М., 1962, стр. 611—617;
L. Petze. La pensée historique de Zosime. — «Studi ciasice», 7, 1965; AL Cameron.
The Dak of Zosimus New History.—«Philologus», 13, 1969.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|