На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 264

разумеется, влекла Аммиака в лагерь противников христианства. Язычнику Аммиаку глубоко антипатичны раздоры, царящие внутри христианской церкви, бесконечные богословские споры, борьба с еретиками, растленная роскошь высших духовных сановников н. Вместе с тем историк не был убежденным врагом и хулителем христиан и умел находить достоинства у своих религиозных противников. Так, суетному тщеславию и стяжательству могущественных сановников христианской церкви он с симпатией противопоставлял мужественное смирение и бедность провинциальных христианских священников 15. Христианство Аммиак рассматривает как одну из равноправных религий, которую отличает цельность и простота 1(\ Вместе с тем он предостерегает от сочетания христианства с суевериями 17. В своих политических воззрениях Аммиак Марцеллин не был писателем-одиночкой. В ранневизантийской историографии отчетливо намечается оппозиционное направление, которое зачастую именуют языческой оппозициейи8. В действительности это течение как по своей идейной, так и по социально-политической направленности было явлением значительно более сложным и многогранным. Нельзя, естественно, отрицать, что языческая религия еще сохраняла свое обаяние и своих приверженцев, особенно в среде старой римской аристократии 19. Думается все же, что язычество в то время стало мало-помалу превращаться в красивую, но обветшалую одежду, которая прикрывала острые социальные конфликты эпохи. Кризис античного мировоззрения так или иначе давал себя чувствовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в творчестве историков 20. К числу представителей этой условно называемой языческой оппозиции можно отнести среди ранневизантийских авторов, кроме Аммиака Марцеллина, еще Евнапия, Олимпиодора и Зосима. Все эти историки выступали, однако, не только против действительно чуждой им христианской религии и идеологии, но и против автократии христианских монархов с ее политическим произволом и финансовым 14 Ammianus Marcellinus, XXII, 5, 4; XXI, 16, 18; XXII, 11, 3-8; XXVII, 3, 14. 15 Ibid., XXVII, 3, 15. 16 Ibid., XXI, 16, 18. 17 В научной литературе развернулась полемика по вопросу об отношении Аммиана Марцеллина к христианству. Французский ученый Моро толкует одно место из труда Аммиака как насмешку над христианским таинством евхаристии и на этзм основании говорит о неприязни этого историка к христианству. — L Могеаи. Sur un passage d'Ammien Marcellin 30, 5, 11—12. — «Annuaire de Plnstitute de philologie et d'histoire de l'Université libre de Bruxelles», 13, 1953. Немецкий ученый В. Зейфарт выступил против этого утверждения Моро. — W. Seyfarth. Glaube und Aberglaube bei Ammianus Marcellinus. — «KHo», 46, 1965 (1966). 18 A. Momigliano. The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Oxford, 1963. 19 AL Cameron The Roman Friends of Ammianus. — «Journal of Roman Studies», 44 (1964). 20 Я. Я. Голубцова. Идеологическая борьба в Риме на рубеже IV—V ее.— В кн.: «Из истории социально-политических идей». К 75-летию акад. В. П. Волгина. М., 1955. стр. 59—75; 3. В. Удальцова. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. стр. 149.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes