|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 263
По своему мировоззрению Аммиак Марцеллин был приверженцем античной культуры, религии и
философии 8. Всю жизнь он оставался язычником, хотя и осуждал излишнее увлечение внешними
сторонами языческого культа. Ему были чужды проявления грубого языческого антропоморфизма, его
более влекла мистическая философия неоплатоников, особенно Плотина. Как и они, Аммиак Марцеллин
верил в единое высшее верховное божество, управляющее миром. До конца дней он оставался
объективным идеалистом, верил в безграничное превосходство духа над телом, в бессмертие души.
Вместе со своим любимым героем — императором Юлианом — он считал, что смерть — это сладостный
дар богов, великая радость перехода в иную жизнь 9.
Оставаясь в кругу античной цивилизации и будучи неизменным приверженцем языческой религии,
Аммиак Марцеллин проявляет в то же время двойственное отношение к христианству 10. В труде его
уживаются критика пороков церковной иерархии с уважением к христианской религии и
веротерпимостью11.
Социально-политические взгляды Аммиака Марцеллина отражали умонастроения той части римской
интеллигенции, которая в годину тяжелых испытаний еще сохраняла веру в величие Римской империи.
Вместе с тем эти слои общества не только видели язвы современной им действительности, но и бичевали
пороки дурных правителей. Портреты римских императоров, нарисованные пером Аммиака
Марцеллина, потрясают силой обличения их духовной нищеты и жестокости, психологизмом и остротой
характеристик12. Среди сонмища злодеев на престоле лишь один Юлиан Отступник блистает чистотой и
непорочностью. Панегирик Юлиану — дань восхищения языческого историка деяниями последнего
защитника угасающего язычества 13.
Приверженность к языческой религии в духе неоплатонизма,
* W. Ensslin. Zur Geschichtsscfireibung und Weltanschauung des Ammianus Marcellinus. — «КПо», Beiheft XVI, 1923; H. Gartner.
Zu Ammianus Marcellinus.— «Hermès», 97, 1969.
q D. Conduché. Ammien Marcellin et la mort de Julien. — «Latomus», 24, 1965, p. 359—380.
10 S. D'Elia Ammiano Marcellino e il Cristianesimo. — «Studi Romani», 1962,
anno X, № 4, p. 372—390; A. Solem. Considerazioni circa Ammiano ed il Cristianesimo. — «Rivista di cultura classica e
medioevaie», Roma, anno VI, № 3,
1964, p. 224—261; A. Momigliano. Pagan and Christian Historiography in the
Fourth Century A. D.— ïn: «The Conflict between Paganism and Christianity in
the Fourth Century». Oxford, 1963.
11 E. A Thompson. The Historical Work of Ammianus Marcellinus. Cambridge, 1947;
P. M. Camus. Ammien Marcellin. — In: «Témoin des courants culturels et religieux à la fin du IV-e siècle». Paris, 1967; /. Fountain.
Ammien Marcellin historien romantique. — «Bulletin Association G. Budé», Lettres d'Humanité, 28, 1969.
12 A. Solem. Ammiano Marcellino ed i problem! sociali del suo tempo.— «Annali di
Scuola superiore». Pisa, ser. II, 33, 1964; L. Demandt. Zeitkritik und Geschtchtsbild im Werk Ammians. Bonn, 1965; H. Funke.
Majestâtsund Magierprozesse
bei Ammianus Marcellinus. — «Jahrbuch fur Antike und Christentum», 10, 1967.
13 Z. W. Bonfante. Emperor, God and Man in the 4th Century. Julian the Apostate
and Ammianus Marcellinus. — «Parola del Passato», 19, 99, 1964; Я. Gartner.
Einige Uberlegungen zur kaiserzeitlichen Panegyrik und zu Ammians Charakteristik des Kaisers Julian. Wiesbaden, 1968.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|