|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 253
оправдывает проводившуюся государством политику фиксирования цен на хлеб, которая была
выгодна севильским купцам, заинтересованным в сохранении более низкого уровня заработной
платы. В своем сочинении Меркадо старается обосновать введение такс на хлеб ссылками на
священное писание, каноническое право и т. д. Интересно отметить, что взгляды Меркадо часто
совпадают с точкой зрения прокурадоров Севильи, выступавших в кортесах. В отличие от Луиса
Ортиса, который требовал отмены такс на хлеб и безусловного запрещения ввоза иностранных тканей
7, Т. Меркадо, выражая интересы купцов Севильи, занимавшихся посреднической торговлей
иностранными товарами, наносившей большой урон испанской промышленности, не требует
запрещения ввоза иностранных товаров, настаивая только на государственном контроле и
государственных закупках иностранных тканей для вывоза в колонии.
Особенно большой интерес представляет сочинение Меркадо для изучения истории
экономической мысли. В небольшой статье невозможно даже бегло остановиться на всех
экономических проблемах, затронутых в этом труде. Мы остановимся лишь на одном его аспекте—
истолковании причин и сущности «революции цен».
В своей книге Т. Меркадо пытается пересмотреть многие современные ему экономические
понятия, исходя не из учений отцов церкви и Аристотеля, но опираясь на те новые знания о мире,
которые дало испанцам открытие Америки.
Очень интересном*является попытка Меркадо приложить теории стоимостное только к товарам,
гно и*к деньгам. «Польза и достоинство денег,— пишет^он,— состоит не~в том, что они сами по себе
стоят, а в том, что они представляют собой меру стоимости всех продаваемых продуктов» 8. «Ливр,
арроба, фанега и другие меры измеряют количество товаров, а деньги измеряют их стоимость; в этом
состоит их важная функция» 9. Может показаться на первый взгляд, что, деньги, по мнению Меркадо,
сами по себе не имеют внутренней стоимости, а обладают только условной стоимостью. Известно, что
еще в XVIII в. Давид Юм разделял это мнение, смешивая металлические деньги с бумажными 10. В
отличие от Юма Меркадо считает, что измерение стоимости товаров — это лишь функция денег, а
осуществлять ее золото и серебро могут только потому, что сами являются товаром и имеют свою
стоимость.
Всякая вещь, по мнению Меркадо, представляет для нас интерес и имеет цену прежде всего как
истребительная стоимость. «Следует принимать во внимание не то, что вещь сама по себе стоит, а то,
что она может служить человеку и удовлетворять его потребности, ибо для этого она и произведена на
свет» 11. «Всякая вещь ценится только
7 Э. Э. Литаврина. Мемориал испанского экономиста Луиса Ортиса и зарождение идей протекционизма в Испании в
XVI в. —СВ, вып. XIX, 1961, стр. 151, 153, 157.
8 Т. Mercado. Op cit., p. 96.
9 Ibid., p. 98.
10 См К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 141—142,
11 T. Mercado. Op. cit., p. 33.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|