|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 247
в восприятии современной ему действительности, оригинальность в постановке вопросов,
подлежащих рассмотрению, и способ аргументации, к которому прибегает непривычный к высокой
схоластике юрисконсульт Гусанус, придает его труду значение неповторимого документа эпохи. В таком
документе равно важно абсолютно все: и неравномерность в освещении отдельных вопросов, и
недомолвки, и пропуски, не говоря уже о сути того, что сказано. Именно совокупность этих черт
создает представление об определенной исторической фазе в процессе становления крепостного
права «второго издания».
Наконец, о характере аргументации, к которой прибегает Гусанус для развития и подкрепления
своих суждений. Поскольку, как уже отмечалось, он не создавал ни отвлеченной системы
действующего права, ни практического руководства для нужд судебного обихода, постольку
принятый в трактате способ аргументации отличается большой свободой. Разумеется, ссылки на
юридические авторитеты преобладают (иногда даже создается впечатление, что частота и число
«авторитетов», приводимых по отдельным вопросам, все еще довлели над соображениями
содержательного порядка).
Однако Гусанус не менее охотно прибегает к историческим преданиям и античной мудрости,
почерпнутой у философов и поэтов. Согласимся, что чередование ссылок на «Институции» Гая и
стихи Горация, суждений знаменитых глоссаторов римского права Бальдуса и Бартолюса и речений,
заимствованных из «Энеиды», не часто встретишь в юридическом трактате ни в более раннюю, ни в
более позднюю эпоху. Очевидно, что Возрождение в области юриспруденции, с одной стороны,
весьма основательно расправилось с канонами схоластики и, с другой,— не успело выработать
элементарно строгого стиля новой, индуктивной науки. Отсюда и наступившее в интересующей нас
области временное смешение элементов и того и другого методов.
Между тем именно в эту пору общего снижения формальных требований к научному построению
в интересующей нас области 16, в эту святая святых ворвалась сама жизнь в облике близкой к
публицистике речевой манеры тайных и явных советников, отражавших в своей показной холодности
и рассудительности кипение страстей, которым был столь щедро отмечен XVI в. Всеми этими
особенностями трактат Гусануса — временами до полной неразличимости — напоминает трактат
Бонакоссы 17. И если уж искать между ними различий, то только в одном направлении это занятие
сохраняет смысл: в оценке роли христианской традиции в системе аргументации. Бонакосса, как мы
видели, почти полностью от нее отказался. Возрождение для него обернулось язычеством. В отличие
от него Гусанус дышал
Столь же поучительна в этом смысле параллель между трактатом английского юриста XV в. Литтлтона и
трактатом его соотечественника юриста XIII в. Брактона.
Возрождение, как и схоластика,— интеллектуальное течение подлинно общеевропейского характера
(воздержимся пока от дальнейшего распространения его пределов). Однако с одним важным отличием: схоластика
объединяла этнос до полной безликости, Возрождение объединяло народы, сохраняя их неповторимый,
индивидуальный облик.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|