На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 241

Ведь этот замысел издателя дает нам редчайшую возможность, во-первых, сравнить методы юристов разных стран — методы, к которым они прибегали для достижения если не аналогичных, то, несомненно, близких по тенденции целей; во-вторых, выявить как специфику «национальных эпох», так и общие черты социального мировоззрения аристократии XVI в.; в-третьих, сквозь призму последней рассмотреть социальные условия и тенденции в разных концах Европы — в Германии и Италии. Откладывая анализ двух последних вопросов до другого случая, мы сосредоточим свое внимание на первом. Итак, как работают юристы — авторы рассматриваемых трактатов, каков общий план и построение этих последних? Сравнительное изучение сочинений Бонакоссы и Гусануса позволяет установить множество общих черт в самом методе препарирования материала, в постановке вопросов, в характере их трактовки и аргументации. Общий уровень юридической работы в обоих случаях приблизительно одинаков и не очень высок. Хотя в расположении материала и проглядывает определенная система, однако она далека от завершенности и реализуется далеко не последовательно. Парадоксально, но интеллектуальная атмосфера Возрождения — в особенности поскольку речь идет о Бонакоссе — ослабила строгость юридического мышления. Этот факт легко устанавливается при сопоставлении анализируемых трактатов с трактатом английского юриста XIII в. Брактона. В самом деле, в то время как Брактон знает один авторитет — «Институции» Гая и неукоснительно следует за ним, Бонакосса, к примеру, знает несколько десятков авторитетов, как древних, так и более поздних, причем не только юристов 11. В результате его трактат — нечто среднее между публицистикой и юридическим руководством в собственном смысле слова. При всей близости мировоззрения Гусануса к только что охарактеризованному, в нем немало черт специфических, северогерманских. 11 Бонакосса — типичная фигура итальянского Ренессанса: от его сочинения веет духом если и не свободомыслия, то во всяком случае индифферентизма. Все его рассуждения свидетельствуют о том, что светское общество Италии в земных делах, во всяком случае, отвернулось от христианства, как бы забывало о самом существовании церкви. Бонакосса не только не удостоил вниманием средневековые авторитеты — такие, как отцы церкви и великие учителя схоластики; сомнительно, чтобы он часто вспоминал о существовании самой Библии. По крайней мере, он ни разу не удостоил ее своим вниманием. Любопытно, что те несколько цитат из Посланий апостола Павла, которые приведены в его трактате, заимствованы им не непосредственно из первоисточника, а у светского писателя, к тому же они воспроизводятся не буквально, а в перифразе. Главный же источник теоретической и практической мудрости Бонакоссы — поэты и философы древности: Платон, Сенека, Плутарх, Марциал, Ювенал, Макробий и др., а из новейших писателей — Петрарка. Таким образом, мир, в котором вращается мысль и воображение Бонакоссы, есть по преимуществу мир языческий; быт современной ему Италии он описывает в тонах и терминах Римской империи. Даже комплименты главе церкви папе Григорию XIII он строит на традициях языческой литературы, сравнивая доброту св. отца в отношении к своим слугам с мягкостью к рабам римского магната Луцилия, прославленного Сенекой.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes