На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 240

политэкономии, усматривала в работниках «трудовой люд», «производительные классы», о положении которых временами говорилось с оттенком сентиментальности. Юристы XVI в. были далеки от таких слабостей. Они во всем, что касается общественных отношений,—прежде всего «реалисты»: они ищут форм, адекватных сущности вещей. «Доктора права» XVI в. и в том числе авторы анализируемых здесь юридических трактатов предпочитают называть вещи своими именами, и разумеется, что самыми точными в их глазах являются термины юридические. О слугах «лично свободных» они пишут как о сервах, т.е. точно так же, как и о феодально-зависимых земледельцах. «Свободные» челядинцы — зависимые крестьяне — серны — такова единая цепь состояний, юридические рамки для единого сословия зависимых людей. «Серв — свободный человек,— определял Бонакосса, — котирый вследствие нужды не может себя обеспечить (поп est per se suficiens) и поэтому вынужден идти в услужение»9. Таким образом, в отличие от лицемерного буржуазного права, средневековое правосознание определяло антагонистические классы — работодателей и работников — в качестве столь же противоположных юридически фиксированных сословий: «свободных» и «рабов», «господ» и «людей чужого права», работающих под присмотром10. Итак, XVI век — жестокий, безжалостный век; христианская мораль забылась, новое лицемерие и сентиментальность еще не народились; протестантизм предоставлял верующего собственной судьбе, а абсолютизм как бы возрождал всеобщее холопство в государственном масштабе. Поистине трудно было бы отыскать время, более благоприятное для различного рода законодательного прожектерства в интересах господствующего класса. Характерно, что доктора права выступают в своих трактатах не только в роли комментаторов, историков, философов, апологетов права вообще и римского права — в особенности, но и в качестве прямых кодификаторов нового права, предпринимая попытку изложить его в систематическом порядке в виде параграфов писанного (положительного) закона. Трактаты Бонакоссы и Гусануса — знамение этого времени. Таким образом, кёльнский издатель уловил важный момент в социальных тенденциях и в особенности в запросах аристократии того времени. Он решил объединить работы двух выдающихся юристов в одном издании, создав тем самым нечто вроде руководства по «рабочему вопросу» в широком смысле этого слова. И современный историк должен быть ему чрезвычайно благодарен за его остроумный замысел — а именно за сопоставление в одном томе двух работу выхваченных из множества других и отражающих условия жизни и тенденции развития таких, казалось бы, несхожих по историческим судьбам стран, как Германия и Италия. 9 «Tractatus...», р. 1. 10 Истолкование понятия «homines alieni Juris» столь неопределенно, что позволяет рассматривать в качестве таковых всех, лишенных юридически признанной собственности. См. «Tractatus...», р. 141, cap. 36.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes