На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 239

положения. И как бы велики ни были противоречия, именно в этом пункте между знатью и зарождающейся буржуазией существовало полное единство взглядов, «социальная гармония». Мятежное состояние массы, ее враждебность к своим «естественным господам», ее неустройство и «неуправляемость» не только вызывали в аристократических верхах европейского общества повышенный интерес к «нормам права», но и толкали эти верхи в одном и том же направлении — поиска новых юридических средств обуздания и регулирования зависимой массы, что сводилось к требованию кодификации «естественных привилегий» дворянства, с одной стороны, и столь же «естественной» бесправности и подвластности этой массы — с другой. Вопрос «de servis» был для имущих классов XVI в. — безразлично к их сословному положению — приблизительно тем же, чем для буржуазии XIX в. стал «рабочий вопрос». Об этом недвусмысленно свидетельствуют многочисленные национальные варианты так называемого «рабочего законодательства», появляющегося в различных странах Европы XVI в. 7 Именно в это время вопрос об обеспечении «рабочими руками» — безразлично: будь то господские фольварки к востоку от Эльбы или хозяйство крупных арендаторов к западу от этой реки, частные мануфактуры в Англии или «казенные мануфактуры» во Франции — приобретает столь острый характер, что дворянское государство повсеместно приводит в движение орудия массового насилия. И то обстоятельство, что в одном случае речь идет о принуждении свободных под угрозой публичного бичевания и заключения в работные дома «наниматься» за любую плату, а в другом случае — о прикреплении крестьян к земле поместья — не должно вводить нас в заблуждение. Перед нами лишь различные исторические пути решения «рабочего вопроса» средствами XVI в. Речь шла лишь о юридической форме принуждения, само же принуждение было повсеместно откровенным и беспощадным 8. По средневековой традиции труд на другого мыслился лишь в форме принудительного труда. Именно поэтому итальянец Бонакосса называет сервами лично свободных и «вольнонаемных слуг», а северогерманец Гусанус точно так же именует крепостных крестьян. Одним словом, прежде, чем две эпохи окончательно разошлись, они проявились в единстве, в тождестве воззрений на человека, лишенного независимых средств существования, как на человека «несвободного», «низкого», «рабского состояния». Однако между указанными фазами «рабочего вопроса» существует и немаловажное различие — их публицистика говорила на разных языках. Публицистика XIX в., усвоив терминологию классической 7 К сожалению, до сих пор еще не предпринята попытка марксистского сравнительно-исторического изучения этого законодательства — задача в высшей степени назревшая и благодарная. 8 Этим ни в коем случае не снимается принципиальное различие исторических путей развития в XVI—XVIII ее. Западной Европы, с одной стороны, и Центральной и Восточной Европы — с другой. Подчеркивается лишь один из исходных моментов, сближающих самую раннюю фазу этих путей.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes