|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 236
притязаний учеными и солидными аргументами и ссылками на великие авторитеты юридической науки,
наконец, и что важнее всего,— формулировки оснований нового крепостничества. Именно они,
представители юридической школы XVI в. — века гуманизма и Реформации — явились пионерами
публичного провозглашения крепостного права «второго издания». С точки зрения истории
юриспруденции — они, разумеется, считали себя преемниками славной ученой традиции, поскольку
воспользовались результатами многочисленных изысканий, комментариев и трактатов, начало которых
восходит к плеяде знаменитых глоссаторов и комментаторов римского права, включавших имена Цазия,
Альсиа и др. Однако в плане общественно-экономическом юристы «школы XVI века» являли собой
пример подвигов иного рода — столь же низменного сервилизма перед власть имущими, сколь и
циничного корыстолюбия, что стали на долгие века объектом горячей ненависти и глубокого презрения,
прежде всего, в среде крестьянства.
О содержании, тенденциях и методах вышедшей из-под пера юристов этой «школы» социально-
правовой литературы дает возможность судить один малоизвестный и остающийся до сих пор
неизученным источник 2 под названием: «Tractatus de Servis vel famulis et de hominibus tam liberis quam
propriis, duorum clarissimorum Iuriscon-sultorum, Hippolity Bonacossae et Friderici Husani. Coloniae Agrip-pinae,
Apud Jahannem Cymnicum, sub Monocerate. Anno MDLXXXX».
Этот источник является в высшей степени ценным не только для истории права и общественных
отношений XVI в., но и с точки зрения более широкого плана. В нем в очень рельефной форме и на
актуальном историческом материале представлена социальная мысль немецкого образованного
общества эпохи гуманизма и Реформации. Степень откровенности, с которой представители этого
общества изложили свое социальное мировоззрение, позволяет усматривать в указанном трактате
незаменимый источник по истории европейского гуманизма XVI в. в целом.
На самый исходный вопрос предпринятого нами исследования: о происхождении и тенденции
Кёльнского издания — ответить не такте легко. Дело в том, что мы имеем перед собой вовсе не
коллективный труд двух авторов по одному и тому же сюжету, как можно было бы судить по заглавию
трактата, а два сочинения, по воле издателя оказавшиеся в одном переплете, под общим заглавием и с
общей нумерацией страниц. В остальном же между двумя трактами нет ничего общего 3. Первое
принадлежит феррарскому нобилю Ипполиту Бона-косее, озаглавлено: «De servis vel famulis» и посвящено
папе Григорию XIII4. Второе, написанное ростовским юристом Иоанном Фридрихом Гусанусом,
называется «Tractatus de Servis et hominibus tam
2 Внимание автора к этому памятнику привлек а овсе время академик Р. Ю. Виппер в связи с изучением так
называемой «Страсбургской школы» Т. Кнаппа.
3 Это вовсе не значит, что в трактатах нет определенных общих тенденций, но об этом см. ниже.
4 Всего в трактате 117 стр.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|