На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 232

сохранившего относительную самостоятельность и прочность политическую и экономическую. Тем более контрастной представляется приписываемая Макиавелли идея объединения Италии, совершенно беспочвенная для XVI в. и ставшая плодотворной лишь три века спустя. Речь может идти лишь о мечте или, как пишет Саитта, «надежде на основание национального государства», свободного от политической тирании пап и чужеземцев 30. Это подтверждается известным положением Макиавелли, в котором он признавал религию инструментом, полезным для укрепления государства, и объявлял папство виновником политической раздробленности Италии: «именно церковь держала и держит нашу страну разобщенной», церковь — причина нашего краха»31. Мечта о единой Италии не нашла у Макиавелли конструктивного оформления; Брунелло прав, когда пишет: «Трудно установить, что он под этим понимает» 32. Очевидно, реалистическим вариантом на пути к будущему объединению Италии могла быть конфедерация регионально-абсолютистских государств, которую в годы Макиавелли предлагали Франческо Гвйччардини и Донато Джанотти, а несколько позднее близко к ней подходил также Паоло Парута. Гвйччардини представлял конфедерацию как тип государственного устройства Италии 33. Джанотти в «Рассуждении об итальянских дел х» предлагал создать лигу итальянских государей, которая могла бы преодолеть имперское политическое преобладание в Италии 34. Парута в своих «Рассуждениях о политике» писал о возможности политического мира в Италии в том случае, если итальянские государи будут сдерживать свои страсти и, главное, держаться вместе 35. Государь Макиавелли, как и государь Гвйччардини 36, придерживается принципа твердой власти, использует любые средства для ее упрочения, «хорошо использует жестокость»37, подавляет народ. В то же время политическое учение этих мыслителей не лишено элементов республиканизма. Многие политические писатели Италии этой эпохи выступали с проектами использования опыта венецианской олигархической республики. Элементы венецианского правления предлагал ввести в практику флорентийского государства еще Савонарола, 30 G. Saitta. Il pensiero italiano neirumanesimo e nel Rinascimento, vol. III. Il Rinascimento. Bologna, 1951, p. 399. 31 «Queso è che la Chiesa ha tenuto e tiene questa nostra provincia divisa,.. la Chiesa... è cagione della rovina nostra». — N. MachiavellL Discorsi, p. 42—43. 32 B. Brunello. Op. cit., p. 90. 33 В. И. Рутенбург. Гвйччардини, стр 110. 34 «Bisognerebbe, adunque, che questi principati italiani... non solo fussero atti a diîendersi, ma potessino anche offendere... si fortificassero con amicizie... e favori, e danari, ed ogni altra cosa...». — D. GianottL Opère politiche e letterarie, v. I. Firenze, 1850, p. 336. 35 «Con il quali consigli, ella, senza dubbio, viene ad avère giovato non pur a se medesima, ma insieme a Italia... se saperanno i prencipi italiani temperare in modo le Ioro voglie, e tenesi insieme...».—P. Paruta. Opère politiche, v. II. Firenze, 1852, p. 315—316. 36 В. И. Рутенбург. Гвйччардини, стр. 106, 107. 37 «С ru delta... bene usa te., per nécessita dell' assicurarsi». — N. MachiavellL II Principe. Opère complete, p. 326.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes