На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 231

его к теории цикличности форм правления (mutazioni)i25: за единовластием следует тирания, ее сменяет олигархия, затем народное правление, за которым вновь наступает единовластие, и т. д. Э. Гарем определяет это как повторяющуюся цикличность (una ciclità ritornante), а Б. Брунелло называет циркуляцией форм правления (la circola-zione dei governi) 26. «Принципат,— пишет Макиавелли,— легко становится тиранической формой правления, власть оптиматов с легкостью становится правлением немногих, а народ без труда склоняется к вольному поведению. Таким образом, если какой-либо правитель республики устанавливает в каком-нибудь городе один из этих трех видов государства, он им будет руководить недолго, так как никакое средство не сможет воспрепятствовать превращению одной из форм этих государств в свою противоположность» 27. В этом положении заключены все сильные и все слабые стороны политического учения Макиавелли: исторический процесс, смена государств, их форм происходит не по желанию или согласно фантазиям людей, а под влиянием непреложных жизненных обстоятельств, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого» 28. Провозглашение естественной необходимости смены форм правления было для начала XVI в. крайне плодотворной идеей. К тому же, в принципе, мысль о закономерной смене форм государства подводила к идее диалектического перерастания (или, буквально, «соскальзывания» — sdruccioli) их в свою противоположность (nel suo contrario). Однако теория цикличности Макиавелли, почерпнутая им у античных писателей (Полибий), приводила к выводу о замкнутом круге исторического процесса, что, очевидно, было порождением условий позднего Возрождения. Более плодотворной и результативной, чем традиционная теория цикличности, которую начали преодолевать уже в годы Макиавелли итальянские политические мыслители, и прежде всего Франческо Гвйччардини, требовавший учета «разности условий» 29, была у Макиавелли мысль о неизбежном движении, развитии государственных форм правления. Следующим шагом будет положение Вико, который считал, что циклы повторяются «в другой окраске», в новом качестве. Реалистичность теории Макиавелли о принципате нового типа была подтверждена для Италии на примере Тосканского герцогства, 25 «Nacquono queste variazioni di governi», «possa passare moite volte per queste mutazioni». — N. MachiavellL Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio. Firenze, 1901, p. 12, 14. 26 E. Garin. Storia della iilosoîia italiana, v. II. Torino, 1966, p. 716; B. Brunello. Machiavelli e il pensiero politico del Rinascimento. Bologna, 1964, p. 66. 27 «... Perché il Principato facilmente diventa tirannico, li Ottimati con facilita diventano stato di pochi; il Popolare, senza difficultà in licenzioso si converte. Talmente che, se uno ordinatore di repubblica ordina un città uno di quelli tre stati, ve lo ordina par poco tempo; perché nessumo rimedio puô farvi, a far che non sdruccioli nel suo contrario... per la simulitudine che ha in questo caso la virtù ed il vizio». — N. MachiavellL Discorsi, p. 12. 28 «Più conveniente andare dietro alla verità effettuaîe deîla cosa, che alla immagb nazione di essa». — N. MachiavellL II Principe. Opère complete, p. 332. 29 В. И. Рутенбург. Гвйччардини, стр. 104, 106, 107.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes