|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 230
и писателям подобным ему, которые пишут о том, что люди делают, а не о том, что они должны
делать. Потому что нельзя сочетать мудрость змеи с невинностью голубя» 23. Реалистичность учения
Макиавелли, образно выраженная в этой сентенции, проистекала, как он сам указывал, из учета
уроков древних, политической истории современной ему Италии и личного многогранного
политического опыта. Не случайно Маркс высоко оценивал глубину исторического мышления
Макиавелли, говоря: «Его история Флоренции, это — шедевр» 24. Политическая теория Макиавелли
создавалась им с учетом общеевропейских условий, которые приводили к образованию
централизованных национальных государств абсолютистско-монархического характера во Франции,
Англии, Испании, в отличие от раздробленной на отдельные синьории регионально-абсолютистского
типа Италии. Политическое учение Макиавелли включает в себя проблемы экономики, истории,
географии, а главное — науку о человеке, его истинных интересах и стремлениях, его натуре. Такое
обращение к реальному, а не к воображаемому или идеальному человеку характеризует Макиавелли
как философа-гуманиста периода позднего Возрождения.
Макиавелли делал вывод о том, что для правильного управления государством необходимо знать и
учитывать человеческую природу. В частности, считая, что изначально человек плох, он не отрицал
возможности, в благоприятных условиях, улучшения его натуры вплоть до воспитания храбрости и
героизма. Гуманистическое отношение Макиавелли к познанию человека вовсе не означало гуманного
отношения к человеческой личности: отдельный индивидуум являлся для него лишь единицей,
которую подчиняет себе государство во имя общенационального интереса.
«Государь» (Il Principe) Макиавелли не представлял собой инструкцию политического и личного
поведения главы синьориального государства или сборник максим коварства и лицемерия. «Государь»
— это не только и не столько анализ качеств правителя и их проявлений, сколько изучение нового
принципа, новой формы государства, теоретическое осмысление современной Макиавелли
политической формы регионального абсолютизма. Еще в известном письме к Веттори 10 декабря 1513
г. Макиавелли сообщал, что он хочет написать книгу с изложением новой науки о государстве — «De
Principatibus». Макиавелли не был сторонником обязательного синьориально-абсолю-тистского
правления, он рассматривал его как наиболее реальный вариант. Его «Discorsi» посвящены главным
образом республике и представляют собой попытку систематизировать законы политического
правления. Единоличное правление было требованием не одного Макиавелли, а всей эпохи, что
свидетельствует об изучении им реальной действительности, ее закономерностей или хотя бы
характерных линий в политике. Отсюда интерес Макиавелли не к единственной форме правления, а к
различным его видам (variazioni di governi), что подводит
N. Orsini. Bacone e MachiavellL Genova, 1936, p. 76. К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 29, стр. 154.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|