На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 229

висимость от чужеземных владетелей, представлявших более сильные централизованные государства. Иноземному абсолютизму пытались противопоставить абсолютизм итальянский: герцогский, папский, иногда естественный и прочный, под эгидой Медичи, иногда искусственный и эфемерный, под эгидой Чезаре Борджа. Итальянская обстановка XVI в. выдвинула проблему абсолютизма, государства на первое место, сделала ее вопросом жизни и смерти Италии эпохи позднего Возрождения. Сложность и противоречивость итальянских условий, разнообразие форм развития государственности в отдельных районах страны, появление регионального абсолютизма при наличии общей раздробленности, стремление к государственной независимости и твердой национальной власти, мечты о демократических методах правления и гражданских свободах породили разнохарактерные, однако крайне показательные политические теории государства: от реалистических до утопических. Эти теории при всем том составляют не случайную коллекцию, а могут быть в целом сгруппированы по трем этапам: ра-смотренные выше идеализированные гуманистические схемы (XIV— XV вв.), реалистические теории (XVI в.), утопические конструкции (XVI—XVII ее.), могущие служить предметом специального рассмотрения. Наиболее выразительная и реалистическая политическая теория XVI в. принадлежала Никколо Макиавелли, который сам определял ее истоки: «длительный опыт, исходящий из современных событий, и продолжительное изучение опыта древних»19. Многовековые напластования превратили политическое учение Макиавелли в макиавеллизм эпохи империализма, что привело к смешению понятий и искажению исторического места его теории. Эти напластования продолжают усложнять и запутывать проблему Макиавелли и макиавеллизма. Примером тому может служить новая книга испанского ученого Конце, открывшего, как он считает, главную линию мышления Макиавелли — его «мудрость» (sabiduria), которая состоит якобы в идее «движения» и в политическом искусстве побеждать общественное мнение 20. Большой вклад в дело очищения политического учения Макиавелли от позднейших наслоений внес Э. Намер, уточнивший историческую роль и диапазон влияния его политической теории 21. В последующие годы значительную разработку этих проблем провели ученые социалистических стран (Я. Малярчик, Я. Кудрна и др.) 22. О характере политического учения Макиавелли предельно просто сказал еще Фрэнсис Бэкон: «Нужно быть благодарным Макиавелли 19 «Una lunga sperienza delle cose moderne, ed una continua lezione délie antiche».—N. Machiavell II Principe. Opère complete. Napoli, 1877, p. 317. 20 /. Conde. El saber politico en Maquiavelo. Madrid, 1948. 21 E. Marner. Machiavel. Paris, 1961. 22 L Malarczyk. U zrodel wloskiego realismu politicznego. Macciavelli i Guicciardini. Lublin, 1963; /. Kudrna. Machiavelli a Guiciardini. Brno, 1967. В. И. Рутенбург. Гвйччардини. Заметки о позднем Возрождении. — Сб. «Итальянское возрождение». Л., 1966 (глава «Макиавелли и Гвйччардини»); «Machiavellismo e atimachiavellici nel Cinquecento». Firenze, 1970.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes