На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 227

государство играет воспитательную роль, занимаясь политическим формированием своих граждан, которые целиком должны посвятить себя этой гуманистически-абсолютистской синьории 12. Однако такая синьорин не должна быть монархией, которая способна привести к политическому вырождению. Опорой синьориального государя является городская аристократия, не допускающая к участию в политике народные низы, подобно близкой сердцу Патрици венецианской конституции. В «чистую» республику он не верит, так как считает ее неспособной, в отличие от синьории, обеспечить законное и справедливое правление13. Тезис Патрици о подчинении индивидуума государству в еще более категорической форме был высказан в политических сочинениях его земляка Энея Сильвия Пикколомини. Его «De ortn et auctoritate imperii romani libellus» 1446 г. справедливо был охарактеризован Ф. Баталья как «наиболее зрелый трактат итальянского кватроченто, посвященный сущности и природе государства»14. Согласно Пикколомини, народ, являющийся суверенном, передает власть государю, что делает последнего полновластным и несменяемым суверенном. Передав власть государю, народ лишается права контроля и тем более отобрание власти, что делает незаконным любое восстание. Индивидуум, отдельный гражданин, полностью подчинен государству; суверенитет государства, сконцентрированный в личности государя,— это «summa auctritatis plenitudo». В свете этой теории, после превращения гуманиста Пикколомини в папу Пия II, вполне логичным звучит его тезис о всемогуществе папской власти. Среди теоретиков государственного суверенитета Баталья отводит Пикколомини место предшественника Бадена. Если теории синьориальной власти, рисующие идеальные или реальные фигуры государей, рождались в атмосфере возникновения и развития итальянских синьорий XIV и главным образом XV в., то следующий этап эволюции теории о государстве связан с появлением в Италии регионально- абсолютистских образований. Классическим образцом таких образований можно считать тосканский вариант. Абсолютизм возникает в переходную от феодализма к капитализму эпоху. «Абсолютная монархия,— писал Маркс,— возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой»15. Эта характеристика в целом прихожими к абсолютизму Франции и Англии XVI в. В переломные периоды эти два класса, как считал Энгельс, достигают определенного равновесия, поэтому «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посред- 12 Ibid, «De regno», V, 4. 13 Ibid., «De institutione reipublicae», I, 4. 14 F. Bataglia. E. S. Piccolomini e F. Patrizi. Due politici senesi del Quattrocento. Firenze, 1936, p. 27. 15 Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 306.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes