На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 226

В конце XIV в. создается еще более идеализированный образ совершенного государя: в письме к Карло Дураццо, написанном в 1381 г., гуманист Колуччо Салутати настаивает на том, что государь должен быть первым среди равных не по рождению или по случаю судьбы, а по своим качествам; он лучше и умнее других; прежде чем управлять другими, он должен уметь управлять самим собой 8. В этой характеристике звучит голос республиканца, который вынужден согласиться на твердую власть принцепса, действующего гуманно и сохраняющего основы гражданских свобод городской коммуны, которая, став синьорией, превращается в небольшое централизованное государство. Авторы теорий идеальной синьории могли черпать аргументы из сочинений южноитальянских писателей типа Панормиты («О речах и делах короля Альфонса») или Понтано («О государе», посвящено тому же королю), которые декларировали принципы «просвещенного абсолютизма» или откровенно прославляли монарха — покровителя писателей. Августейшее меценатство способствовало проявлению внешних черт возрожденческой культуры, сохранявшей в целом феодальные оттенки и соответствовавшей всему характеру Сицилийского королевства. Этот внешний блеск придворной литературы казался образцом, достойным подражания, для новых государей североитальянских синьорий. В XV в. вырабатывается более четкое восприятие фигуры синьора: идеал отделяется от реальности. Это подтверждает появление теории Леона Баттиста Альберти о нормах «доброго управления домом» («De iciarchia», 1470 г.), где истинный государь (икиарх)—отец своих подданных, хорошо управляющий «домом», «лучший человек и первый государь своей семьи», а тиран — тот, кто управляет плохо 9. Поджо Браччолини также не строит иллюзий в отношении единовластного правителя, полагая, что он не может не быть носителем жестокости и других пороков; двор правителя — источник зол и несчастий, несчастен и сам глава государства, лишенный, в отличие от ученого мужа, добродетелей. Эту теорию Поджо Браччолини развивает в своем диалоге «De inîelicitate principum» (1440 г.)10. Наиболее четко выраженные теории раннесиньориального государства можно найти в сочинениях сиенских авторов Франческо Пат-рици и Энея Сильвия Пикколомини. Патрици в своих трактатах «De institutione reipublicae» и особенно —«De regno et regis institutio-ne» 11 приходит к мысли о предпочтительности принципата, синьории перед республикой. Государь, по его представлениям, должен являться образцом человеческих добродетелей и совершенств, и в таком случае 8 «И!1е verus rex est, quem preficit ratio, non quern nativitas exhibet... non tantum dignitate tuis, sed virtutibus antecellas... incipe prius tibi, quam aliis imperare, rege te ipsum».— С. SalutatL Epistolario, a cura di F. Novati, v. II. Roma, 1893, VI, p. 32—33. 9 «Iciarco, vuol dire supremo uomo e primario principe della famiglia sua». — L. B. Alberti. Opère volgari, t. Ill, Firenze, 1945, p. 132. 10 Poggi Florentlni Opera. Basileae, MDXXXVIII, p. 392—419. и «Vita civile». Scrittori politiçi italiani, a cura di F. Battaglia. Bologna, 1944.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes