|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 194
Как уже было сказано выше, кортесы по существу обладали законодательной властью в сфере
налоговой политики, которая вырабатывалась ими в тесном сотрудничестве с королем или
представителями королевской власти. В налоговой политике особенно ярко отражена классовая
направленность деятельности кортесов. Ее анализ не подтверждает тезиса о подлинно
демократическом их характере. Небольшой объем статьи не позволяет, к сожалению,
останавливаться на этом вопросе. Приведем лишь некоторые наиболее типичные примеры.
Светские землевладельцы, дворянство, духовенство, согласно «Древнему фуэро Кастилии»,
пользовались изъятием из обложения денежными повинностями 26: первые — за участие в
военных действиях, вторые — в силу своих иммунитетов. Об этих привилегиях неоднократно
говорится в постановлениях кортесов 27. Основное бремя налогов ложилось на податное
население городов и сел.
Многочисленные петиции депутатов кортесов свидетельствуют о том, что во взимании
государственных налогов не существовало единообразия и подчас царил полный произвол.
Можно проследить это на примере основных королевских поборов — янтара и кондучо 28.
В XIII в. все резче намечается тенденция к замене натуральных государственных платежей
денежным налогом 29. Очевидно, со стороны сеньоров, так же как и со стороны короля, несмотря
на все установления фуэрос, во взимании налогов допускался полный произвол. Так, в
постановлении кортесов Паленсии 1276 г. утверждалось, что янтар должен взиматься один раз в
год 30. На кортесах 1293 г. в Валь-ядолиде говорилось, что янтар должен платиться только тогда,
когда король или его представитель будут в данном местечке. Если они приедут уже
обеспеченные едой, то в качестве янтара им должны уплатить следующие суммы: королю — 600
мараведис, королеве— 200, наследнику — 300, главному королевскому мерину — 50 мараведис
81. На кортесах в Вальядолиде в 1295 г. было сказано, чтобы впредь во время пребывания в
селениях приближенные короля опля
26 «Fuero Viejo de Castilla». Libro I, tit. I, ley III. Alcubilla. Codigos antiguos de
Espana, p. 310. «Древнее фуэро Кастилии» — свод привилегий и обычаев кастильской знати, составленный в
начале XIII в., в правление Альфонса IX.
27 Cortes, t. I, p. 83, 105, 311, 313, 596 etc.
28 Антар (yantar)—определенное количество съестных припасов, которые предоставлялись королю или его
свите при посещении ими какого-нибудь селения, впоследствии был заменен денежным взносом; кондучо
(conducho) — подать, подобная янтару, только кроме припасов предоставлялось еще жилище, одежда, фураж
и т. д
29 Следует, однако, отметить сложность и противоречивость этого процесса. Так, на кортесах 1317 г. было
предложено собирать янтар с крестьян не в денежной форме, а в виде платежа натурой (Cortes, t. I, p. 511).
Объясняется это тем, что вопросы снабжения страны в эти годы стояли довольно остро. В 1322 г. Альфонс XI
даже издал специальное предписание не вывозить из королевства скот (лошадей, мулов, коров, свиней, овец),
мясо, хлеб, овощи и подтвердил, чю янтар должен уплачиваться натурой (Cortes, t. I, p. 348—349, 366).
30 Cortes, t. I, p. 97.
31 Cortes, t. I, p. 114.
195
7*
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|