|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 163
тельного принципа французской феодальной системы вассалитета, согласно которому король мог
рассчитывать на помощь только своих прямых вассалов. В исследуемый период королевская власть
уверенно претендует на патронирование класса феодалов в целом, используя для этого главным
образом два средства. Во-первых, она прибегает к помощи фьефа-ренты, т.е. денежной пожизненной
ренты, регулярно оплачивающей службу вассала в королевской армии, что способствовало
известному сплочению низшего дворянства вокруг короля. Во-вторых, королевская власть усиливает
наступление на самую основу вассальных связей сеньоров с их рыцарями — феодальную иерархию
земель, активно приобретая земли феодалов (покупка, опека, конфискация). Смягчая недовольство
последних, король в 1303 г. обязуется в будущем ничего не покупать в пределах фьефа сеньоров и
прелатов без их согласия. Если же ему случится приобрести землю в случае конфискации из-за
нарушения феодальных обязательств (forfaiture), то через один год и день он обязуется отдать ее
какому-либо достойному человеку или оплатить господину фьефа компенсацию за ущерб7. Не имея
возможности воспротивиться захвату королем имущества по праву конфискации, бароны и прелаты
стремятся обеспечить себе гарантии владения имуществом, законность конфискации, охрану
находящегося в регалии имущества8.
Ломала иерархию и наносила ущерб политическому влиянию и материальному достатку
феодалов широко поощряемая королем практика «признаний» (par avouerie), с помощью которой
королевская власть стремилась сделать своими подданными все население королевства: так
называемые буржуа или люди короля подлежали юрисдикции короля, несмотря на пребывание на
земле сеньора. Протекции короля искали мелкие феодалы, аббаты монастырей, горожане и
свободные крестьяне. Протесты против этой практики заставили Филиппа III в 1274 г. аннулировать
все «признания», сделанные за последние 10— 12 лет, и обещать не делать новых9. С указами
подобного рода неоднократно пришлось выступать и Филиппу IVI0.
Дополнительные трудности во взаимоотношениях королевской власти с сословиями вызывало ее
вмешательство в межсословные и внутрисословные противоречия. Филипп IV предоставил церкви
право выкупа десятин, находившихся у светских лиц, выступив, казалось бы, на стороне духовенства в
его кампании за возвращение инфеодирован-ных десятин11. Вместе с тем, идя навстречу пожеланиям
светских лиц, в частности горожан, он ограничил церковные привилегии, обязав клириков, имевших
семью или занимавшихся торговлей, платить налоги, и санкционировал подсудность их имущества
светской юстиции12. Сохраняя монополию господствующего класса на землю, король
7 «Ordonnances», v I, p. 358
8 Ibid, p 331, 332, 335, 343, 357—358, 359, 405—406.
9 Ibid., p 297.
10 Ibid., p 319, 344,404.
11 Ibid., p. 102, 103, 325.
'2 Ibid, p 319, 329, 342,407.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|