На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 157

смена преобладающих форм покровительства — от семейного или кланового к системе франкского мундиума и королевского покровительст-ваѴИ—ИХвв., затем к системе личного патронатаХ—ХИвв. и, наконец, к системе покровительства, опирающегося на земельные пожалования. «Отношения покровительства» определяют, с точки зрения Флакка, развитие общества потому, что они вытекают из естественных потребностей людей в определенных гарантиях условий, необходимых для их существования, так как без той или иной формы защиты последнее невозможно. С другой стороны, эта потребность людей в патронатных отношениях вытекает из присущих им во все эпохи чувств «любви» — к семье, товарищам, сеньору — и «ненависти» — к чужакам, не связанным с ними личными отношениями57. Оказывается, следовательно, что вся сложная картина исторического развития в конечном счете выводится Флакком из инстинктивных чувств, извечно присущих человечеству как биологическому виду. Таким образом, концепция генезиса феодализма Флакка оказывается не менее односторонней и схематичной, чем те концепции, которые он критиковал. С другой стороны, она, пожалуй, отличается более последовательным идеализмом, чем большинство позитивистских концепций по данному вопросу. Во-первых, Фланк, в отличие от большинства историков-позитивистов (в том числе и Фюстеля), не придает, как мы видели, самостоятельного значения в процессе генезиса феодализма экономическому фактору: развитию крупной земельной собственности, разорению массы свободных крестьян-общинников. Не случайно центр тяжести процесса генезиса феодализма он переносит на X—XI ее. Это облегчает ему возможность сместить акценты, не уделяя особого внимания ни перевороту в поземельных отношениях VII—IX ее., ни бенефициальной реформе VIII в. Во-вторых, Фланк растворяет складывающиеся в процессе генезиса феодализма классовые противоречия в отвлеченно понимаемых отношениях «покровительства» и «насилия». В первые включаются все связи между людьми — от серважа до самых высоких ступеней вассальных отношений; «насилие», являющееся, по Фланку, оборотной стороной личного покровительства, также рассматривается им как внеклассовое явление, безотносительно к феодальной эксплуатации и к тому, направлено ли оно против зависимого крестьянина или против феодалов разного ранга. Таким образом, концепция Флакка объективно направлена и против материалистического понимания истории и даже экономической ее интерпретации в буржуазном духе, и против признания определяющей роли классов и классовой борьбы в историческом процессе. В этом смысле она не менее тенденциозна и классово ограниченна, чем концепция Фюстеля де Куланжа. Предвзятость и классовая ограниченность концепции Флакка особенно ясно отразилась в центральной и наиболее парадоксальной его идее — о господстве личных связей во Франции вплоть до XII в. Само по себе разделение связей между людьми на «персональные» и «реальные», или «вещные», связанные с земельными пожалованиями, не было изобретением Флакка. Почти все буржуазные историки второй 57 Л Flach. Les origines...., t. II, p. 577.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes