|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 156
из которых родились «деструктивные» элементы, видит в первых дальнейшее расширение первичных
семейных и классовых связей в результате включения в них чужаков, постепенно проникающих в
семейную общину или феодальный клан. Общинные отношения являются базой общинного права,
противостоящего индивидуализму, праву свободных аллодистов; феодальные отношения, постепенно
расширяя сферу действия «фьефного контракта», связанного с земельными пожалованиями, к концу
XI в. приводят к тому, что последние из производного личных связей превращаются в их главную
основу. «Фьефный контракт» модифицирует отношения покровительства, оттесняя на задний план
чисто личные связи и вновь заменяя их общественными, оформленными в праве. В XI в. эти две
формы связи еще сосуществуют52. Но в XII в. «фьефный контракт», или «вещная» основа общественных
отношений, уже поглощает персональные связи. И тогда «феодализм» сменяет и растворяет в себе
«сеньориальный режим», элементом которого он сам являлся до тех пор53.
В отличие от «сеньориального режима», при феодализме, считал Фланк, господствует принцип
права, порядка и общественных связей. На смену эпохе распада приходит период возрождения
общества54. В торжестве феодализма, наряду с общиной и фьефной системой, Фланк отводил важную
роль рыцарству, совмещавшему в себе, как он считал, и личные и поземельные связи (первые
выражались в принципе личной верности — «foi», вторые — в принципе оммажа) и воплощавшему
созревание феодальных тенденций55. По мере укрепления «конструктивных» элементов внутри
«сеньориального режима» с XI в. начинается новый подъем совершенно деградировавшей в X в.
монархии. Опираясь на общины, фьефные отношения и рыцарство, короли из дома Капетингов
начинают вести борьбу с крупными феодалами и с помощью церкви настолько укрепляют свою
власть в XII— XIII ее., что в начале XIV столетия монархический принцип торжествует над
«феодализмом», поглощает его так же, как некогда феодализм поглотил «сеньориальный режим»56.
Как видим, Фланк придерживается теории синтеза в объяснении генезиса феодализма, *
подчеркивая в этом процессе взаимодействие кельтских, галло-римских и древнегерманских
традиций. В споре между вотчинной и общинной теорией он скорее склоняется к последней, хотя
признает и некоторое влияние крупной, в частности аллодиальной собственности на ход всего
процесса в целом.
В этом сложном переплетении составных элементов генезиса феодализма у Флакка при
ближайшем рассмотрении выступает один определяющий, доминирующий принцип — «отношения
покровительства». В сущности говоря, вся история общества с древнейших времен до завершения
складывания феодализма в XII в. рассматривается им как
52 Ibid., t. II, p 491—496.
53 Ibid., t. II, pt. II, ch.X.
54 Ibid., t. II, p. 2.
55 Ibid., t. II, pt. Ill, p. 561—576.
56 Ibid., t. Ill, IV.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|