На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 153

Зей в социальной жизни Франции X—XI ее. имели известное научное значение. Заслуживает внимания и другое открытие Флакка — что свободный франкский аллод не исчез полностью с падением каролингской империи, а пережил частично аграрные изменения VI—IX ее. и сохранился в больших масштабах на юге Франции, а в несколько модифицированном виде — и на Севере37. Это наблюдение Флакка внесло существенный корректив в прямолинейную схему генезиса феодализма, общепринятую в тогдашней буржуазной историографии, оттенив локальные особенности этого процесса, которые ранее обычно игнорировались. Особый интерес представляет рассмотрение Флакком эволюции общины. Он выступает как решительный сторонник общинной теории и противник Фюстеля, единственного автора, с которым, вопреки своему правилу, он довольно остро, хотя и вежливо, полемизирует но этому вопросу. В противоположность Фюстелю, Фланк признает существование общинных связей у древних кельтов и в рудиментарной форме даже у галло-римлян, утверждая, что наряду с поместьями — «виллами» в значительной мере поселения той эпохи составляли свободные деревни—«ѵиси». А в таких свободных деревнях общинные порядки, по его мнению, были неизбежным следствием хозяйственных условий38. У древних германцев эпохиЦезаря и Тацита Фланк находит вполне определенные данные об общине39. Решительно отвергая аргументацию Фюстеля, Фланк весьма убедительно, с источниками и фактами в руках, доказывает наличие общины у франков40. Еще до Глассона он пришел, в частности, к весьма ценному выводу о многозначности терминов «villa», «vicus», «curtis», «locus» в меровингской Галлии, которые Фюстель всегда трактовал только как поместье. Фланк доказал, в частности, что термин «villa» иногда обозначал и деревню вообще, тогда как термин «vicus», хотя в исключительных случаях применялся для обозначения поместья, как правило всегда означал деревню41. Далее Фланк обратил внимание на то, что даже в X—XI ее., в период полного господства вотчины над общинами, не все они утратили свою автономию, что в XI в. число таких автономных общин стало расти в связи с расчистками лесных массивов и заселением пустошей. Тем самым Фланк, вопреки Фюстелю, подчеркнул непрерывность существования во Франции общинных институтов, их свободное, а отнюдь не вотчинное и крепостное происхождение. Он полагал, что из этих автономных общин в XI в. стали расти города, в которых он видел новый элемент, генетически не связанный с римскими городами. В этом 37 /. Flach. Les origines...., t. II, p. 190. 38 Ibid., ch. II. 39 Ibid., p. 43—45. 40 Ibid., p. 50—53. 41 Ibidem. В специальной работе по истории поселений во Франции («Etudes sur les origines et les vicissitudes historiques de.'habitations en France». Paris, 1899) Фланк углубил исследование этого вопроса, показав, что в раннесредневековой Франции существовало три типа расселений — изолированные крестьянские усадьбы (mansus), деревни (\icus file:///icus ) н помещичьи усадьбы (praetorium) п что ко всем этим поселениям мог применяться термин «вилла».


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes