|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 150
ной истории права во «Французском коллеже». Он постоянно вращался в кругу известных историков
своего времени — Тэна, Сореля, Моно, и испытал на себе заметное воздействие позитивистских
представлений. Фланк отличался большой широтой интересов в области истории права, о чем
свидетельствует сам перечень его работ28. Известно, что кроме римского и старофранцузского права он
изучал также право поземельной собственности в России29, Австро-Венгрии и даже Китае.
Главная обобщающая работа Флакка — труд всей его жизни «Происхождение древней Франции» в
четырех томах (1886—1917)30 — дает наиболее отчетливое представление о его научном облике и месте
в истории медиевистики31. В основе этого монументального исследования лежит воззрение на
общество как на естественно сложившийся и развивающийся организм, состоящий из людей,
связанных не только материальными интересами, но и общим языком, традициями, инстинктами,
духовными стремлениями. Духовным, социально-психологическим и социально-бытовым
отношениям в жизни общества Фланк, как мы это увидим дальше, отдавал предпочтение перед
материальными интересами, хотя, как всякий позитивист, учитывал отчасти и их. Общественный
организм, по его мнению, никогда не умирает, но лишь трансформируется, или сохраняя древнее
единство, в которое включаются модифицирующие его элементы нового, или распадаясь и заменяя
древнее общество новым. Однако и в этом последнем случае старое продолжает жить в новом в виде
распыленных молекул, вокруг которых по-иному группируются человеческие атомы, чем
подготовляется возникновение нового единства32. «Трансформацию» второго типа Фланк видел в
процессе генезиса феодализма в Западной Европе, в котором, по его мнению, совмещались и
элементы распада старого общества и континуитет античности, и новые, уже феодальные
конструктивные элементы.
Трансформационные процессы, да и вообще вся жизнь общества, по мнению Флакка, отчетливее
всего выражаются в историй права. Но благодаря этому сама история права включает в себя весь
комплекс существующих в обществе отношений— хозяйственных, социально-политических,
морально-этических. Будучи по преимуществу историком права, Фланк, так же как и Глассон и
Виолле, подходил ко всем этим отношениям с юридической точки зрения и в этом, как и они, уступал
Фюстелю. Но будучи весьма тонким исследователем, блестящим эрудитом, историком поразительной
интуиции, он при конкретном рассмотрении правовых и политических институтов довольно ши-
28 /. Flach. Considérations sur l'histoire politique de l'Irland. Paris, 1885; Etudes
critiques de la droit romain du moyen âge Paris, 1890; Etudes sur les origines
et les vicissitudes historiques de l'habitation en France. Paris, 1899.
29 Фланк хорошо знал русский язык, что было редкостью среди западноевропейских историков того времени, и даже
написал специальную работу о Пушкине (/. Flach. Un grand poet russe. Alexandre Puchkine. Paris, 1899).
30 /. Flach. Les origines de Гапсиеппе France, t. ï. Paris, 1886; t. II. Paris, 1893;
t. III. Paris, 1903; t. IV. Paris, 1917.
31 /. Flach. Les origines...., t. II, p. 17.
32 Ibid., p. 18.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|