|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 149
как и Глассона, лишь с укреплением поземельных связей и поэтому относится только к VIII—IX ее.23
Последующее политическое развитие Франции X — XV ее. Виолле рассматривает с той же
традиционной для французской медиевистики точки зрения прогрессивности централизации, что и
Глассон. В централизации государства он видит великое блого — «условие мира и порядка» даже
тогда, когда она ущемляла вольности и права отдельных граждан24. Вслед за Токвилем Виолле
подчеркивает глубокую неразрывную связь между средневековыми и современными ему
политическими институтами, сохранившуюся, по его мнению, несмотря на революцию 1789 г. По его
словам, «средние века живут в нас и вокруг нас»25. Королевскую власть, в которой для Виолле
воплощается средневековое государство, он изображает как стоящий над классами орган мира и
порядка. Виолле весьма полно и на большом конкретном материале прослеживает развитие органов
политического управления средневековой Франции. При этом он хорошо показывает далеко не
прямолинейный характер процесса централизации Франции, постоянную смену подъема и упадка
влияния королевской власти и правильно подмечает, что в средние века власть королей не знала
никаких правовых ограничений и степень ее могущества или слабости в каждый данный период
определялась реальным соотношением политических сил. Виолле уделяет в своей работе много места
истории городских и сельских коммун во Франции XII—XV ее., приводя значительный фактический
материал по этому вопросу. Пытаясь выяснить значение термина «коммуна», он дает весьма
абстрактное, чисто юридическое его определение, одинаково приложимое и к раннесредневековым
общинам и к сельским и городским коммунам более позднего времени. Сущность «коммуны» он
видит в «праве значительной группы жителей иметь своих постоянных уполномоченных народом
представителей», управляющих этим коллективом и представляющих его интересы26. Неудивительно,
что стоя на подобной точке зрения, Виолле не может достаточно полно показать специфику
городских институтов, заметно уступая в этом вопросе А. Жири и его сотрудникам.
Гораздо более интересной и самобытной фигурой во французской медиевистике изучаемого
периода является Ж» Фланк, немногим уступающий в оригинальности своих взгладов Фюстелю де
Куланжу.
ЖакЖоффруа Фланк (1846—1919), уроженец Страсбурге, принадлежавший к семье потомственных
ученых юристов (известных сXVII в.), по окончании юридического факультета в родном городе и
недолгой адвокатской практики посвятил свою жизнь изучению истории права. В 1870 г. в Париже он
защитил диссертацию на соискание докторской степени27. С 1884 г. до конца жизни он был
профессором сравнитель-
23 P. Viollet. Histoire des institutions, 1.1, p. 420—429.
24 Ibid., t. II, p. 19.
25 Ibid., p. 1.
26 Ibid., t. III, p. 13.
27 /. Flach. Etudes historiques sur la durée des effets de la minorité en droit
romain et dans ancien droit française (1870).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|