|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 148
скоб структуре оно проявляется в дифференциации функций управления, из которой в конечном
итоге вытекает неизбежность прогрессивной централизации17. Вместе с тем централизация
государства опирается на биолого-психологические факторы — с одной стороны, на дурные страсти,
нуждающиеся для своего удовлетворения в сильной власти, с другой — на благородные и законные
претензии, ищущие у нее защиты18.
Таким образом Виолле, как и большинство буржуазных историков, дает чисто идеалистическую
трактовку государства, растворяя его классовую природу в проблеме «разделения труда» и в борьбе
дурных и хороших страстей. С этих идеалистических позиций подходит он и к своей основной теме —
«конституционной истории» Франции, как он ее сам формулирует. Однако поскольку в
«конституционной истории» Виолле видит выражение развития «нации в целом», он освещает в своей
работе также факты экономической и социальной жизни общества, без которых, как он считает, не
может быть понята и история учреждений19. Общая концепция истории средневековой Франции у
Виолле очень близка к глассоновской. Разница лишь в том, что основное внимание он уделяет не
праву, а истории учреждений. Виолле также сторонник общинной теории, признает безусловное
преобладание коллективной земельной собственности над частной у всех примитивных народов, хотя
не отрицает существования частной собственности на землю с очень древних времен20. Он
подчеркивает наличие общины у древних германцев и резкое отличие их социального строя от
позднерим-ского. Поэтому он придает большое значение германским вторжениям, считая, что с ними
«древний мир кончился» и началось создание совершенно нового строя.
Виолле в противовес Фюстелю показывает значительную примитивность франкских правовых и
политических институтов, в частности подчеркивает наличие у них общинных отношений,
решительно полемизируя с ним по этому вопросу21. В то же время он не отрицает известного
воздействия на развитие франкского общества также и римской традиции (остатки городского строя,
церковь и т. д.), признавая, как и Глассон, синтезный путь развития феодализма во Франции. В
определении феодализма Виолле тоже близок к Глассону, так как видит в нем главным образом
систему отношений внутри класса феодалов. При этом особый акцент он делает на иерархизации
земельной собственности и общества в целом и на связанной с ней феодальной военной
организации22. Важным элементом феодализма он считает также господство отношений личного
подданства и зависимости. Зародыши последних он находит главным образом в германской дружине.
Однако складывание феодализма как системы происходит, по мнению Виолле,
17 Ibid., p. V.
18 Ibid., p. VI.
19 Ibid., p. I.
20 P. Viollet. Précis de l'histoire du droit française. Paris, 1884, p. 471.
21 P. Viollet. Histoire des institutions, t. I, p. 459—460.
22 Ibid., p. 420.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|