|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 105
Это заставляет сделать вывод, что остальные четыре дня недели отвоевывались для «законной»
торговли солью в самой Тулузе.
Не может быть сомнения — во всем этом какую-то определенную роль играли интересы уже
рождавшегося города, его населения, которому соль, просеянная через густое сито карамановских
пошлин, доставалась втридорога. Туманный намек на тулузских горожан можно уловить в словах
грамоты о том, что отказ Донага Карамана от«дурных поборов» видели архиепископы, епископы и
аббаты, «другие же люди слышали» 25. Необычайное стечение в Тулузу высших церковных иерархов
Западного Лангедока для разрешения «соляного вопроса» едва ли могло произойти если не без
участия, то, во всяком случае без стечения самого тулузского населения.
Но вместе с тем из грамоты явствует, что отнюдь не горожане играли во всем этом главную роль и
не о них пеклись могущественные прелаты.
В самом деле, очень скоро, во всяком случае не позднее 1010 г., Донат Караман был вынужден
вообще отказаться от базьежского соляного рынка, передав все свои права на него Сен-Серненскому
монастырю26. Правда, как можно понять из грамоты, это дарение было в действительности
продажей, и Сен-Сернену, по всей видимости, пришлось выложить за него немалую сумму, но, так
или иначе, с этого времени базьежский соляной рынок, этот источник обильнейших доходов, попал в
цепкие лапы Сен-Серненского приорства (затем сделавшегося аббатством), именно в эту пору
начавшего входить в большую силу. Только этот монастырь обладал теперь правом разрешать торг и
взимать пошлины на всей дороге от Эстапа до Тулузы27. И Сен-Сернен начал энергично устранять с
рынка тех, кто успел уже пристроиться к нему как к выгодному объекту эксплуатации. Прежде всего
были ограничены аппетиты вышеупомянутого местного сеньора Урина Аурюза, который под
предлогом потрав захватывал «готских» ослов и заставлял владельцев выкупать их за соль.
Очевидно, и этот добычливый сеньор занимался торговлей солью, если, даже ограничив соляные
доходы Урина только двумя юнктатами в большие рыночные дни, соглашение между ним и Сен-
Серненом предоставляло первому право иметь на рынке двух francales — своих сеньориальных
купцов, освобожденных от уплаты рыночных пошлин. Самая же оговорка о том, что этим
освобождением они будут пользоваться лишь постольку, поскольку будут продавать только свои
товары (т. е. товары, принадлежавшие сеньору, а не перекупные) и покупать лишь то, что необходимо
для его (сеньора) собственного потребления28,— красноречиво свидетельствует о том, насколько
активно этот
28 «Et hoc fecit, videntibus archiepiscopis, episcopis et abbatibus, aliis viris audientibus». — Ibidem. Надо думать, что в числе
этих «других людей» были и светские сеньоры — вассалы графа, но едва ли только они: решался вопрос, слишком
остро затрагивавшие интересы возрождавшегося города.
26 Cart S -Sernin, № 134.
27 Ibidem.
28 «.... si suum proprium venderent, vel de suo proprio habere compararent aliquid» (ibidem).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|