На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 104

соляного рынка взимать пошлину,— но не более как с двух вьюков соли22. Если какой-то мелкий сеньор, явочным порядком облагавший побором базьежских солеторговцев, мог взимать по юнктате (хорошая пригоршня соли должна была весить не менее килограмма) с вьюка, надо полагать, что «законные» сеньоры рынка — Караманы брали с каждого вьюка во всяком случае не меньше и при этом — со всех вьюков и во все рыночные, а также, как мы видели выше, — ив нерыночные дни. А кроме того из другой грамоты (ок. 1006 г.) мы узнаем, что предки Донага Карамана ввели здесь много новых, незаконных — «дурных» поборов 23. При этих условиях, а также учитывая систематичность соляной торговли в Базьеже, следует заключить, что сеньоры рынка должны были аккумулировать в своих руках столь значительные количества соли, какие не могли не превышать многократно их потребительских нужд. Не подлежит сомнению, что избыточную соль Караманы сами продавали — на том же базьежском рынке или, быть может, в Тулузе, куда «готам» из-за рыночного режима Караманов добраться со своим товаром было нелегко, или в других местах. Выступая как «внеэкономический» (внетоварный) эксплуататор товарного обращения, феодальный сеньор рынка мог одновременно выступать и как его непосредственный участник. Более того, второе было обусловлено первым: ведь соль, собранную бесплатно в качестве торговой пошлины, сеньор сам продавал беспошлинно. Такая торговля была привилегированной, монопольной по самой своей природе, и у сеньора не было причин отказываться от огромного и очень надежного дохода, который она приносила. Возрастание этого дохода с началом городского развития должно было поставить под угрозу монополию Караманов. Этим следует объяснить самое появление рассматриваемой грамоты и вытекавших из нее перемен. Исходит она от имени тулузского епископа Рамуна и тулузского графа Гильема III Тайфера и дана ими с одобрения архиепископов нарбоннского и ошского, епископов каркассонского, безьерского, магелонского и некоторых других, а также многих аббатов, специально по этому поводу созванных в Тулузу. По сути дела это был самый настоящий собор двух важнейших церковных провинций Юга по соляному вопросу. Содержащееся в грамоте постановление сводится к отказу Донага Карамана от всех дополнительных, «дурных» пошлин на соляном рынке. Ему оставлялась только первоначальная пошлина (nisi leddam in antiqua carta scriptam), а его право запрещения провоза соли к Тулузе ограничивалось только тремя рыночными днями24. 22 «de duas saumatas tantum». — Cart. S.-Sernin, № 135. Как можно заключить из сопоставления данных источников, главным торговым днем на базьежском рынке была суббота. — Ibid., № 137, 136. Но не исключено, что тулузский епископ имел: в виду все три «законных» рыночных дня недели. 23 «In hac quidem strata et in mercato, antecessores Donati malos usaticos inmiserant». Cart. S.'Seminy № 137. 24 Cart. S.-Sernin, № 137.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes