На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 53

В совместном владении братств могли находиться разнообразные объекты: земля, покрытая лесом («terra silvosa de nostra fraternitatc») в селении Но? J5, оливы в деревне Вулыиеклаио («arbores de olibe qui sunt de frateraitate de ipsi Vulpecclanisi») 36 и пр. Такие fraternitates были специфическим явлением для Южной Италии 37. Весьма показательно сохранение самого термина fraternitas, ранее обозначавшего родственную группу (вспомним упоминавшуюся выше fratina) и столь привычного для сознания средневекового человека. Это — свидетельство застойности крестьянской жизни, длительного сохранения традиционных форм. Но дело не только в психологической подоснове явления: группы соседей — сособственников или держателей — создавались по образцу родственных групп, сохраняя прежние формы. Братства прихожан также могли носить название fraternitates. Зачастую они были ассоциациями, скреплявшими экономические и социальные связи между своими -членами 38. От слова fraternitas произошел и встречающийся в некоторых источниках термин affratare, что означало — уступить кому-либо часть своего держания, иными словами — привлечь его для обработки земли. Как сообщается в апулийской грамоте 897 г., серн (лично зависимый крестьянин) Адул affrataret свободного — Иоанна и передал ему половину своего участка. Иоанн дает сеньору Адула обязательство нести соответствующие повинности 39. Сообщества крестьян-соседей часто возникали вследствие объединения группы крестьян для совместной аренды земли. Иногда это происходило путем включения в родственную группу посторонних лиц — крестьян той же местности. В салернской грамоте 1007 г. идет речь о десяти крестьянах, которые, как гласит текст, «inter se associatum abunt rébus», полученные в аренду у монастыря св. Максима. Некогда эти земли были даны Гарофалу — отцу четырех братьев — членов данного сообщества. Позднее в него вошли также люди, не являющиеся их родственниками и не связанные родственными узами между собой. Причина расширения этого коллектива весьма показательна: ни Гаро-фал, ни его сыновья, как явствует из текста грамоты, не смогли выполнить взятое ими на себя обязательство — насадить на арендуемой земле виноградник. Поэтому они отдали другим крестьянам северную часть участка. Однако южная, оставшаяся у них, по-прежнему не 35 Perg. di S. Nicola, IV, Е 16 (1025 г.). 36 Ibid., №20 (1031 г.). 37 Ср. R. Caggese. Classi e comuni rurali nel medio evo italiano. Firenze, 1907, p. 55—57. 38 Иногда группы крестьян сообща строили или ремонтировали церковь. Зажиточными крестьянами являлись, по- видимому, четыре родственника, сохранившие совместное владение {sortifices in una hereditate), которые реставрировали церковь в деревне Пучиану. См. Cava, II, № 376 (985 г.). 39 Barletta, I, № 1. В некоторых грамотах affratare означает «уступить в аренду». Так, либеллярий дает обязательство работать на винограднике, который монастырь, по его словам, «me affratastis». — Neap, arch., IV, № 315 (1020 г.). См. также ibid., Ill, № 191 (982 г.).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes