На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 50

общинах составляли липа, которых хартии называют «рыцарями»—milites (хотя юридически они не входили в рыцарское сословие) или «свободными людьми» — franci homines, liberi homines. От крестьян, обязанных барщиной и другими повинностями, они отличались тем, что несли военную службу и находились в привилегированном положении. На территории аббатства Монте Кассино в таких общинах человек, обязанный военной службой, нередко усыновлял зависимого крестьянина или выдавал за него замуж свою дочь. Здесь это приводило не к принижению статуса дочери «рыцаря» (что обычно происходило в Южной Италии в результате брака свободной женщины с сервом), а к повышению положения крестьянина. В 1271 г. аббат категорически запретил «вредное соглашение, в просторечье именуемое aîfiliatio, которое часто практикуется людьми Кассинского аббатства и особенно людьми Сан-Элиа и наносит серьезный ущерб указанному монастырю посредством которого [усыновления] свободный человек, т.е. несущий службу с лошадью,...дает в жены крестьянину, или крепостному, под видом affiliatio свою дочь (per quam dum homo francus vel de servitio equi existens rustico, seu angarario... filiam suam affiliationis nomine daret uxorem) или свободная женщина (mulier franca) выходит замуж за крепостного, и этот крепостной... освобождается от крестьянских барщин, поборов и других повинностей... Affiliatio может принимать и форму усыновления (species adoptionis)»22. Два года спустя аббат Бернард вновь указывает, что в Сан-Элиа крепостного принимают в свободный дом в качестве усыновленного или отдают ему в жены дочь и «так полагает себя свободным тот, кто прежде был крепостным (sic se pro libero habens qui prius angararius extiterat)» 23. Следовательно, образование таких своеобразных семейных ячеек искусственного происхождения наносило материальный ущерб монастырю и было выгодно верхушке общинников — мелким вотчинникам, которые тем самым принимали в дом работника, освобождавшегося от наиболее тягостных повинностей в пользу сеньора. Разумеется, последнее, равно как и социальное возвышение, иное положение в деревне, было весьма притягательно для зависимого крестьянина, но это не исключает и возможности эксплуатации со стороны усыновившего его человека. С течением времени число родственных групп в Южной Италии, очевидно, уменьшалось. Бок о бок с ними создавались сообщества крестьян-соседей на основе общей собственности или держания (наряду с последними им, разумеется, принадлежали индивидуальные участки или тяглые наделы), а подчас — в результате совместной аренды земли. Такие коллективы совладельцев могли возникать вследствие перехода pro indiviso части недвижимости, принадлежавшей ранее группе родственников, к новым собственникам на основании продажи, завещания, обмена. Ассоциации совладельцев или держателей земли 22 Gattola. Асе, р. 326. 23 Ibid., р. 331—332 (1273 г.).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes