|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 43
Еетенок свой аллод, называемый Фублет, таким образом, что, пока Ветенок жив, будет он держать этот
аллод и платить ежегодно чинш редонским монахам, а если после его смерти останется в живых кто-
либо из его потомков, то пусть платит он тот же чинш монастырю св. Сальватора; если же никого из
его потомков не останется, пускай тогда аллод пребудет нетронутым (у монастыря) вплоть до
скончания века»64.
Подобным путем могли впасть в зависимость даже зажиточные лица, обладавшие первоначально
немалой собственностью. Так, в 859 г. некий Юдваллон «передал» один из своих аллодов
преподобному Леохемелю таким образом, что последний вынужден был вернуть ему аллод назад.
Позднее Юдваллон, «движимый раскаянием», вновь отдал свой участок и опять получил его назад, но
уже с условием уплаты ежегодного чинша. В то время Юдваллон был, по всей видимости, еще
богатым человеком, ибо чинш весьма велик — 1 солид серебра 65. В 865 г. аббат той же церкви вчиняет
иск относительно принадлежащего тому же Юд-валлону аллода, подаренного церкви дядей
ответчика. Вероятно, ответчик утратил каким-то образом право собственности на свою землю, ибо он
признал законность акта, совершенного его дядей, и упросил аббата не лишать его земли, а позволить
сохранить ее за собой в качестве оброчного участка 66, Во всех указанных случаях мы видим, как аллод
теряет признаки былого частнособственнического надела и втягивается в систему держаний,
превращаясь в ияглое владение, держатель которого есть поземельно зависимое лицо.
Эта метаморфоза произошла не только как результат стихийного процесса в рамках повседневной
жизни обитателей деревень, но и ускорялась прямым воздействием со стороны верховной власти.
Некоторые аллодисты зависели от короля Бретани, являясь владельцами земель в его домене. Данная
зависимость проявлялась в том, что аллодисты были свободны от платежей и поборов «за
исключением чинша в пользу короля» (praeter censum regis) 67. Король обладал в данном случае
правом верховной собственности (dominium directum), вследствие чего любые сделки, в которых
фигурировала такая аллодиальная земля, могли заключаться лишь с его санкции. Например,
дарители Вандефред и Хостроберта передают монастырю свои аллоды «с одобрения, по
распоряжению и с разрешения достославного владыки Саломона» 68. Подобная инфеодация аллодов
непосредственно in capite оставляла за королем право переуступать свои сеньориальные привилегии
другим феодалам: «Саломон, король Бретани, подарил все аллоды из селения Каток священнику
Пенвасу.... и распорядился, чтобы Ауркен, супруга повелителя селения, объявила о том людям из того
селения» (872 г.)69.
Наконец, определенную роль в установлении поземельной зависимости мог играть старинный
институт прекария, в том числе ргаесагиа
64 CSR, p. 36.
65 Ibid., p. 83.
66 Ibid., p. 44.
67 Ibid., p. 103.
68 Ibid., p. 45.
69 Ibid, p. 207.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|