На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 34

в ячейки сетки, образованной церковными приходами и феодально-административными округами17. Основной ячейкой этой сетки в переходный период VI—VIII ее., когда не образовалось еще независимого Бретонского герцогства и был далек от завершения процесс феодализации деревни, стал церковный округ — dioecesis18. Первый диоцез основал в середине VI в. Самсон, епископ Польский. Отсюда, с северо-востока провинции, новая система деления распространилась на всю Бретань. Во Франкском королевстве диоцез составлял территорию вокруг города, имевшего кафедру епископа, и примерно совпадал с епископством19. В Бретани же он преимущественно совпадал с графством. Даже в тех случаях, когда графом и епископом было одно и то же лицо, диоцез не сливался с епископством, а оставался особой территорией, охватывавшей ряд церковных приходов различного типа. Некоторые из них могли находиться вообще вне границ своего герцогства. Например, Нантский диоцез включал в себя лишь И бретонских приходов (Камоэль, Ферель, Нивийяк, Пенстэн, С.-Доле, Лярош-Бернар, Теийяк, Фужре, Ферсэ, Нуайяль-сюр-Брюк, Вильно), а все остальные лежали в Вандее и Анжу. В середине IX в. этот диоцез делился на два епископства, а в конце века в его состав вошло еще архидиаконство Ла Мэ20. Приходы диоцезов носили название parochiae21. Первые парохии появились в Польском диоцезе22. В соответствии со смыслом, вкладывавшимся обычно в понятие parochialis23, церковь, к которой принадлежал данный приход, как правило, не имела своего пресвитера и признавала полную власть метрополии. Для Бретани такой метрополией было первоначально архиепископство Турское в Галлии. Но не подчинявшиеся галльским порядкам бретонские епископы толковали паро-хию как церковную территорию, подвластную собственному центру. Поэтому римские прелаты долго не узаконивали бретонских парохий, и лишь в 610 г. папа Бонифаций IV на специальном заседании совместно с представителями Галлии повелел бретонским «монахам нести службу по парохиям»24. Отчуждение от галльской церковной супрематии не помешало бретонской церкви установить свой патронат над крестьянами, жившими в ее приходах. Эти жители, в знак признания церковного авторитета и своего «подданства», приобретали название рого-chiani. Дюканж указывает, что в более позднее время так именовали 17 R. Largillière. Les Saints et l'organisation chrétienne primitive dans TArmorique bretonne. Rennes, 1925. 18 «Cartulaire de l'abbaye de Redon (en Bretagne)». Paris, 1863, pp. 39, 172, 192, 199, 251, 276, 372, 398, 400 (далее —CSR). 19 Л. Пиренн. Средневековые города и возрождение торговли. Горький, 1941, стр. 40—41. 20 Au. de Courson. Prolégomènes. — CSR, p. CXVI—CXVIIL 21 CSR, p. 2, 8, 26, 79, 80, 91, 102, 126, 140, 143, 144, 151, 155, 160, 181, 210, 220, 224, 242, 246, 267, 269, 270, 294, 332, 335, 336, 343, 350, 392, 394—398. 22 /, Duchesne. Fastes épiscopaux de l'ancienne Gaule, t 2. Paris, 19Î0, p. 387. 23 Cp. Ch Du Conge Glossarium mediae et iiifimao latinitatis, t. VL Niort. 1886, p. 178—179. ' *4 ^Concilium Bonjfacii papae». — CCQ, p. 87—89, 85 2*


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes