|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 32
фией как «отец» армориканской церкви, организатор епископства в г. Доль, позднейшей
католической метрополии Бретани.
Обычно такой миссионер, завладев какой-либо территорией, называл себя, с санкции церкви,
первым сеньором той округи, жители которой включались в приход нового монастыря. Так, Ронян
стал аббатом и одновременно сеньором Локронана, Меланий — Ренна, Гонорий — Понтиви, Хуардон
— Ландерно, Вдунет — Шатолена, Армель — Плоэрмеля, Бресилиан — Меана, Туген — Даула, Гиль-
дас — Жильда3 и т. д. Наиболее видную роль в организации монастырских общин сыграли здесь
патроны семи первых епископств, крупнейших феодальных землевладельцев Бретани: Павел-
Аврелиан в Леоне, Тугдуаль в Третье, Бриёк в Сен-Бриэ, Мало в Сен-Мало (тогда — г. Алет), Патерн в
Ванне, Корентин в Кенпере и вышеупомянутый Самсон в Доле 4. Нередко по именам подобных глав
церковной округи получали название ее населенные пункты. Уже в период раннего средневековья в
Бретани насчитывалось 587 таких поселений б. Эти названия оказались весьма живучими. Даже в тех
случаях, когда город приобретал в дальнейшем иное название, местные жители, соблюдая старинную
традицию, упорно именовали его по-прежнему. Например, г. Кенпер, монастырь в котором основал
монах Корентин, еще в XIX столетии фигурировал у бретонцев под именем Корантен 6.
Между переселявшимися в Арморику бриттами и Франкским королевством, пытавшимся
подчинить Бретань, шла напряженная политическая борьба. Бретонская церковь вмешалась в эту
борьбу, искусно воспользовалась ею в своих целях, поддержала сепаратистские устремления
бретонцев и тем снискала себе определенную популярность. Установив союз с армориканскими
графами, она и сама добилась известной независимости от галльской церкви. Возникновение же
первых самостоятельных епископств, а также монастырей в Бретани, будущих центров феодального
влияния, приходится еще на IV—VI ее. Реннское епископство появилось в IV в., Реннский монастырь
св. Мелания — в VI в., Нантское епископство — в 559 г., епископство Сен-Мало — в 543 г., Польский
монастырь — в 548 г., Трекорский монастырь — в VI в., Леонское епископство — около 530 г., Ваннское
епископство — в 465 г. и т. д. 7 Характерным образчиком того, как возникали подобные монастыри,
может служить история церкви Ланненнек в Плоэрмеле, описанная в «Житии св. Нин-ноки». Ниннока
была дочерью короля (или военного вождя) Брехха-на. Она прибыла из Британии в Арморику около
450 г. и неподалеку от места высадки основала монастырь. Несколько десятков лет спустя граф Варок
дарит ему близлежащее селение и «уступает одновременно 300 модиев соли, вина и хлеба,
поступающих с земли, именуемой
3 Toudouze. La Bretagne. Paris, 1934, p. 25—26.
4 /. Janin. La Bretagne. Paris, s. a., p. И08.
5 /. Loth. Les Noms des Saints Bretons. Paris, 1910, passim.
6 С. Ф. Ольденбург. Смерть в представлении современных бретонцев. — ЖМНП, 1894, февраль, стр. 427.
7 A. Joanne. Itinéraire général de la France: Bretagne. Paris, 1867, p. 90, 206, 238, 371, 378, 424,443 etc.
2 Европа в средние века
33
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|