На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 31

НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В БРЕТАНИ А. #. ШЕВЕЛЕНИЕ Осветить процесс феодализации деревни — значит показать, с одной стороны, как сложилась феодальная собственность на землю, а с другой — как постепенно сформировались класс зависимых людей, обложенных повинностями и трудившихся на тяглых наделах, и класс их феодальных господ. В этом процессе повсюду в разных регионах Европы, в том числе и в Галлии, большую роль играла христианская церковь. Если же говорить о возникновении феодальной собственности именно в Галлии, то, пожалуй, придется признать, что ни в одной из ее областей церковь не добилась такого успеха, как в Бретани. Местная церковь, как ни в каком ином регионе Галлии, сумела стать абсолютно всевластной и на долгие столетия подчинить себе бретонского крестьянина, особенно в идеологическом отношении. Это влияние очень сильно сказывалось даже в XVIII в., например во время движения шуанов, и еще позднее. Материальные же и социальные корни этого влияния восходят к V—VI ее., а связаны они первоначально с той ролью, которую сыграло здесь на заре феодализма ирландское и британское католическое монашество. В Ирландии церковь рано заняла господствующее положение. Свидетельствующее об этом древнейшее ирландское право — Бретонские законы 438 г. — было записано особой комиссией под руководством христианского миссионера Патрика. В этой стране существовало несколько сот епископов, приспособившихся к клановому общественному устройству и прилепившихся по одному к каждому роду. Земли, принадлежавшие церкви, уже тогда частично обрабатывались зависимыми держателями *. В V—VI ее., вскоре после возникновения на территории Арморики ранних поселений- бриттских иммигрантов, сюда начинают приезжать ирландские и (их последователи) британские монахи, основатели монастырей на всем Армориканском побережье. Они внедряли здесь островные, уже сложившиеся обычаи. За ними пошли первые адепты христианства из числа местных жителей, впоследствии склоненные к миссионерской деятельности 2, например Самсон, канонизированный и восхваляемый буржуазной историогра- 1 Ю. М. Сапрыкин. Поземельные отношения у ирландцев. — В кн.: «Из истории средневековой Европы (X—XVII ее.)». М., 1957, стр. 46, 50, 52. 2 E. PégoUOgier. Histoire des îles de la Manche. Paris, 1881, p. 38, 40.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes