На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 30

В свое время немецкий историк права Тюрк высказывал мнение, что «Эдикт Теодориха» был рассчитан только на римлян и варваров — неостготов. Указанный исследователь исходил главным образом из того текста эпилога «Эдикта», который содержит конъектуру Лин-денброга — «devictis tarn Barbaris quam Romanis» 102. При подобном чтении эпилога принадлежность остготов к «варварам» «Эдикта» исключалась. Но такая конъектура не была поддержана последующими издателями «Эдикта», у которых это место читается следующим образом: «.... ometis tarn Barbaris quam Romanis». К тому же в 145-й главе «Эдикта» «варвары» и «capillati» (т. е. остготы) обозначают одну и ту же категорию неселения. А так как «capillati» — это готы, то в данном случае мы встречаемся с употреблением термина «barbari» в широком значении. Возможно, в «Эдикте», как и в юридических памятниках ряда других варварских королевств, рассматриваемый термин используется в обоих известных нам значениях. В главе 145 «Эдикта» в таком случае «capillati» — это все лица варварского происхождения, живущие в данном варварском королевстве103. Мы не располагаем достаточными данными для того, чтобы сделать определенный вывод о том, какое право применялось различными группами варваров, живших в Остготском королевстве. Ф. Дан высказывал предположение, что некоторые из них пользовались своим обычным правом, может быть, близким к остготскому (особенно герулы, ругии, скиры); другие же, поселенные в Италии еще в период существования Западной Римской империи, не имели собственных законов104. Мы во всяком случае имеем так же мало оснований считать «Эдикт» правом каких-либо варваров Италии, как и правом остготов. То, что говорилось выше о несоответствии уровня развития остготов ко времени их поселения на территории Италии с римскими правовыми принципами «Эдикта», применимо и по отношению к ряду других варварских этнических групп105. Как видно из вышеизложенного, имеются доводы как в пользу традиционной версии об остготском происхождении «Эдикта», так и против нее. Дискуссия по поводу «Эдикта», и особенно работы Дж. Висмары, сыграли большую роль в изучении данного памятника. Уже в настоящее время можно сделать вывод, что «Эдикт» не может рассматриваться как источник, характеризующий социальные отношения остготов (равно как и вестготов). Этот памятник отражает общественные порядки, характерные для римского населения Италии или Южной Галлии, находящегося уже под властью варварского короля. Окончательное решение вопроса о характере данного памятника и о его авторе требует дальнейшего сравнительного анализа юридической литературы V—VI ее. 102 Turk. Vorlesungen uber das deutsche Privatrecht. 1842, S. 89. Цит. no /. Glôden. Op. cit., S. 151. 103 См. Иордан. О происхождении и деяниях готов. Вступ. статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960, стр. 241. т F. Dahn. Op. cit., Bd. 4, S. 188—189. 105 У гепидов, охранявших границы Остготского королевства, уцелели еще к началу VI в. кондомы (Cass., Var., V, 10), представлявшие собой, как полагает 3. В. Удальцова, семейные общины. — 3. В. Удальцова. Указ. соч., стр. 44—45.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes