|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 24
пространении на них норм того права, по которому живет римское население, и о принуждении
варваров не нарушать права римлян. Об этом же свидетельствует содержание всего «Эдикта» в целом.
В нем не отражены как раз те черты социальной жизни Италии VI в., которые связаны с господством и
расселением остготов в данной стране, с социальным и политическим устройством готов, известным
нам по другим памятникам.
В законах, издававшихся в варварских королевствах, обычно много места занимали постановления,
регулировавшие порядок землепользования крестьян-общинников. В «Эдикте Теодориха» подобные
положения отсутствуют 64. В тех странах, где варвары производили раздел земель с местными
посессорами и селились вперемежку с ними, взаимоотношениям варварских и римских consortes
обычно уделяется много внимания. Об этом свидетельствуют вестготские законы и «Бургундская
правда». В Италии завоеватели тоже получили земли местного населения 65. В ряде случаев они,
пытаясь самовольно изменить условия раздела в свою пользу, посягали на владения и имущество
своих римских соседей. Об этом достаточно убедительно говорят «Ѵагиае» Кассиодора 66. Но в
«Эдикте» вопросы взаимоотношений между остготскими и римскими землевладельцами не
отражены.
Государственное устройство остготской Италии, как известно, характеризуется наличием
специфических готских должностных лиц: комитов готов, осуществлявших суд над готами; сайо-нов —
должностных лиц, выполнявших специальные поручения короля. О них имеется много данных у
Кассиодора. В «Эдикте» же их существование полностью игнорируется. Противоречивы и данные о
судебной системе, содержащиеся в «Ѵагиае», с одной стороны, в «Эдикте» — с другой. В первом
памятнике отражено параллельное функционирование судей для готов и судей для римлян. В
«Эдикте» же подобной дифференциации среди судей нет.
Интересно отметить, что и обозначения высшей власти в рассматриваемом документе и в «Ѵагиае»
различны. В труде Кассиодора верховная власть — это rex, princeps67. Лицо же, от имени которого
изданы постановления «Эдикта», отделяет себя от принцепсов 68 и никогда не именуется королем. В
одном случае употребляется термин «sacer cognitor» 69, который не встречается в «Ѵагиае».
64 Здесь имеется лишь несколько заимствованных из римского права постановлений об охране межевых знаков, о
наказаниях за ущерб, нанесенный чужим посевам (E. Th., 104, 105, 15Î).
65 В «Ѵагиае» упоминается раздел земель (II, 16; III, 6), говорится о sortes готов (II, 17; VIII, 26) и о tertiae (II, 14), о
перераспределении земли (V, 12).
66 В «Ѵагиае» о столкновениях между готами и римлянами по поводу земли говорится как о чем-то обычном. — Cass.
Var., VII, 3, 1: «Cum deo iuvante
sciamus Gothos vobiscum habitare permixtos, ne qua inter consortes. ut assolet
indisciplinatio nasceretur...»; VIII, 27: «... si quos Gothorum atque Romanorum in
direptionibus possessorum se miscuisse repperit, secundum facti aestimationem
et damnis affligantur et poenis...». Cp. ibid., I, 18.
" Cass., Var., VIII, 3; X, 2; X, 3; XI, 1.
68 E. Th., 24: «... nobis enim, sicut et principes voluerunt, jus cum privatis esse
commune».
69 Ibid., 55
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|