|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 22
В тех же случаях, когда римские нормы в «Эдикте» претерпевали видоизменения, то последние
сводились преимущественно к новым мерам наказания, обычно к усилению суровости кар.
Принципиально новых положений в «Эдикте» очень мало, и они — что особенно важно — не связаны
непосредственно с социальными отношениями варваров. Поэтому новые правовые нормы отражают
изменения, характерные для италийского общества в VI в., но не могут служить источником сведений
о социальном строе варваров, поселившихся в Италии. К таким нововведениям относится известная
142-я глава «Эдикта». Эта глава, разрешавшая переселять и отчуждать рабов и оригинариев без земли,
являлась важным новшеством по сравнению с позднерим-ским правом. Но подобный подход к рабам
и оригинариям (колонам) не является особенностью Остготского королевства. Запрещение отчуждать
сервов и колонок без земли исчезло везде на Западе вместе с Римской империей. В Вестготском,
Бургундском и Франкском королевствах не было каких-либо ограничений в праве господ отчуждать
своих сервов и колонок — ни в законах, изданных для германцев, ни в кодексах, составленных для
местного населения («Lex Romana Visigothorum», «Lex Romana Burgundionum», «Lex Romana
Curiensis»).
Мы не можем приписать влиянию остготских общественных порядков, коренящихся в
родоплеменном строе, и другие самостоятельные (т. е. не воспроизводящие нормы римского права)
положения «Эдикта». Мы имеем в виду запрещение требовать от чужого зависимого земледельца
(rusticus) выполнения каких-либо работ, а также использования его раба или скота без согласия
самого этого крестьянина или его господина 4Ô; предоставление господину в случае убийства его раба
или зависимого крестьянина третьим лицом права возбуждать уголовное дело против убийцы или
предъявлять гражданский иск о возмещении ущерба б0.
По мнению некоторых исследователей, упоминание в одной из глав «Эдикта» клятвы как средства
доказательства невиновности — показатель влияния германского права51. Это не исключено. Но
подобного рода клятва применялась в епископских судах в Римской им-
главах римское право модифицировано. — F. Dahn. Op. cit., Bd. 4, S. 109. По мнению Рикоббоно, лишь 28 глав «Эдикта» не
воспроизводят нормы римского права. — «Fontes iurus romani anteiustiniani», pars II, Florentiae, 1940.
49 E. Th., 150. Ф. Дан предполагал, что это постановление было направлено против остготов, посягавших на рабов и скот
своих римских соседей (F. Dahn.
Op. cit., S. 100). Следует иметь в виду, что сходные постановления, направленные против злоупотреблений римских
чиновников, -издавали ии римские императоры. См. CTh., XI, 11, 1; II, 33, I; Codex Iustiniani, XI, 55.
50 E. Th., 152. В этой главе новым по сравнению с римским правом (CTh., XI,
20, 1) является сопоставление зависимого крестьянина с сервом. Но подобного рода сближение юридического
статуса рабов и колонок имело место уже в поздней Римской империи.
51 E. Th., 119. См. F. Dahn. Op. cit., S. 90; A. Halban. Das rômische Redit in den
germanischen Voîksstaaten, Bd. I, Berîin, 1899, S. 118; И. A. Дворецкая. Эдикт
Теодориха как источник по социально-политической истории раннего средневековья. — «Проблемы
экономического и политического развития стран Европы».
М., 1964, стр. И52.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|