На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 21

же представители Других германских племен . В обоих этих значениях термин «barbarus» употребляется и в «Салической правде» 44 В некоторых законах варварских королевств, в частности в «Вестготской правде», употребляется только племенное имя основных субъектов права. «Ѵагиае» Кассиодора, в отличие от названных памятников, знают лишь одно значение слова «barbarus». Этим термином здесь обозначаются представители различных варварских племен, поселившихся в Остготском королевстве, иногда даже иноземные варвары — франки, бургунды, но не остготы 45. В некоторых случаях Теодор их противопоставляет варварам готов. Обращаясь к находящимся в Паннонии варварам (очевидно, гепидам) и римлянам, Теодорих призывает их подражать готам и отказаться от обычая решения споров в обход суда46. Для Теодориха «варварство» — это примитивное состояние общества, которому он противопоставляет римскую свободу и цивилизованность. Обращаясь в 508 г. ко «всем провинциалам Галлии», т.е. жителям территорий, отвоеванных остготами у бургундов и франков, он призывал их отказаться от варварства и чужих обычаев 47. Таким образом, то, что Теодорих в «Ѵагиае» не называет варварами «своих готов», не случайно. И в связи с этим становится еще более непонятным тот факт, что от имени того же короля был издан эдикт, в котором остготы именуются варварами. Прежде чем решать вопрос о тм, кто такие «barbari» «Эдикта Теодориха», попытаемся определить его общий характер, выяснить, насколько содержание этого памятника соответствует традиционному представлению о своде законов, изданном якобы для готов и римлян. «Эдикт» содержит в основном нормы публичного и (отчасти) частного права. Составитель данного судебнике заботился в первую очередь о защите частной собственности на движимое и недвижимое имущество, о предупреждении злоупотреблений и насилий со стороны должностных лиц и магнатов. Известное место в «Эдикте» занимают постановления, обеспечивающие охрану норм семейного права и религии. Юридической основой «Эдикта» является римское право. Как правило, мы можем установить римские источники положений «Эдикта» 48. 43 L. Burg., 79. 1. 44 LSaL 14, 2: «Si Romanus homo barbarum Salico expoliaverit...» LSal. 41, 1. «si quis... ingenuum Francum aut barbarum, qui legem Salicam vivil occident...» CM. L. Van Acker. Barbarus und seine Ableitungen im Mittelaîter. — «Archiv fur Kulturgeschichte», XLVII. Berlin, 1965, H. 2, S. 127—128. 45 Cass., Var., III, 24 (гепиды); VIII, 21 (болгары); I, 18 (бывшие воины Одоакра — antiqui barbari); III, 17 (barbari mores франков и бургундов). 46 Ibid., Ill, 24: «Universis barbaris et Romanis per Pannoniam constitutis... cur ad monomachiam recuriatis... imitamini certe Gothos nostros...» Cp ibid., ѴШ, 21. 47 Cass., Var., Ill, 17: «... exuite barbariem, abicite mentium crudeiitatem, quia sub aequitate nostri temporis non vos decet vivere moribus alienis». 48 По Дану, из 154 глав Эдикта 91 воспроизводит без каких-либо изменений содержание и форму соответствующих римских правовых положений. Для части остальных глав не установлены римские источники. В некоторых же


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes