|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 19
вошли в юридические сборники, составленные в Италии в IX—X ее.,— «Lex Romana canonice compta» и
«Lex Legum» 27. Это обстоятельство не может, однако, служить доказательством итальянского
происхождения «Эдикта Теодориха». Составители обоих сборников использовали наряду с
итальянскими источниками также юридические сочинения, относящиеся к другим странам 28.
В справедливости замечания некоторых исследователей о различиях в системе наказаний,
применяемых в «Эдикте Теодориха» и в постановлениях, собранных Кассиодором, нетрудно
убедиться при сопоставлении подхода обоих памятников к некоторым тождественным юридическим
казусам. В ряде случаев мы обнаруживаем расхождения в наказаниях, назначаемых за одни и те же
правонарушения в «Ѵагиае» Кассиодора и в «Эдикте Теодориха» 29.
Отмечались также противоречия между обоими памятниками в вопросах о назначении судебных
заседаний в пасхальные дни 30, о применении пытки по отношению к свободным людям 31, в
отношении к таким действиям, как вскрытие гробниц для извлечения из них драгоценностей 32,
самостоятельное совершение правосудия частными лицами 33.
Расхождения в системе наказаний можно частично объяснить тем, что ряд постановлений «Ѵагиае»
был издан еще до составления «Эдикта», а также произволом короля, который мог при решении
конкретных дел отступать от общих норм права 34. Но в отдельных случаях можно установить
различия между «Эдиктом» и «Ѵагиае» в самой системе наказаний. В «Эдикте» применяется мера
наказания, чуждая постановлениям «Ѵагиае», — выплата стоимости захваченного имущества или
возмещение ущерба в четырехкратном размере 35. «Эдикт» часто
27 M. Conrat. Geschichte der Quellen und Literatur des romanischen Rechts im
fruheren Mittelalter, Bd. I, 189И, S. 209, 269—270.
28 В «Lex Romana canonice compta» вошли постановления о привилегиях константинопольской и других восточных
церквей, цитаты из Исидора Севильского (M. Conrat. Op. cit., p. 209). В «Lex Legum» использованы некоторые главы
«Вестготской Правды» (ibid., р. 269—270).
144, 149
III, 27; IX, 12; XI, 16
29 Ср.
Б. Th. 3, 4
10
38
47
80
94
99
Cass. Ѵаг. ИѴ, 27
III, 20
IX, 18
III, 20
III, 43
VIII, 33
III, 4 7
30 Запрещалось по «Эдикту Теодориха» (E. th., 154); допускалось по Кассиодору (Cass, Var., IV, 42).
31 Не разрешалась в «Эдикте Теодориха» (E. Th., 102). В отдельных случаях применялась по Кассиодору (Cass., Var., Ill,
46).
32 Эдикт Теодориха карает смертью грабеж гробниц (E. Th., 110). Согласно Кассиодору, Теодорих приказал сайону Дуде
извлечь золото и серебро из определенных гробниц для казны (Cass., Var., IV, 34).
33 Самосуд полностью запрещается «Эдиктом Теодориха» (E. Th., 123, 124) и допускается, если его осуществляет муж по
отношению к неверной жене, по
Кассиодору (Cass. y Var., I, 37).
34 F. Dahn. Op. cit., Bd. 4, S. 15. Это относится и к такому вопросу, как вскрытие гробниц. «Эдикт Теодориха» запрещает
это, когда речь идет о действиях частных лиц. У Кассиодора имеются в виду нужды фиска. См Н. Nielsen.
Op. cit. S. 251.
35 E. Th., 2—4, 56, 57, 115, 124, 126, 144, 149, 151.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|